Выборы в Молдове новостей: 4944
Приднестровье новостей: 1438
Президент новостей: 4045
Война в Украине новостей: 6272

«Стучать» на клиентов с новой силой

11 фев. 2014, 15:30   Общество
12291 7
Фото: adevarul.ro
Виктор Суружиу

Борьба с отмыванием денег и терроризмом не только вносит солидный вклад в госказну, но и является неиссякаемым источником разнообразия штрафных санкций. Вскоре многие учреждения и частных лиц ждет новая волна штрафов за невыполнение правовых предписаний. По мнению экспертов, высок риск, что в конечном итоге повышенная активность обернется головной болью для рядовых клиентов финансового сектора.

С нынешней недели начинают действовать усиленные наказания для банков и других финансовых учреждений, пунктов обмена валют, игровых заведений и организаций, регистрирующих или легализующих право собственности. Под действие поправок в Кодекс о правонарушениях попадают также агенты по недвижимости, торговцы драгоценностями, адвокаты, нотариусы, аудиторы, независимые бухгалтеры и другие представители свободных профессий. Закон всех их объединяет под названием «отчетные единицы».

Разработчики новых санкций полагают, что до сих пор многие из них лишь формально исполняли антиотмывочные требования. Теперь же «отчетным единицам» ничего не остается, кроме как «стучать» на своих клиентов в специализированное подразделение Национального центра по борьбе с коррупцией (НЦБК). Наказание нарушителей включено в компетенцию Службы по предупреждению и борьбе с отмыванием денег, действующей при этом ведомстве.

Служба издает распоряжения о приостановлении сомнительной деятельности или операций, однако банки и другие структуры периодически исполняют эти решения с задержкой, а то и вовсе уклоняются от каких-либо действий. Похожая ситуация возникает и при операциях с имуществом, попадающих под правила по борьбе с отмыванием денег.

Известны случаи, когда проволочки с исполнением решения позволяли увести деньги и имущество из-под контроля НЦБК. Поправки оговаривают административное наказание для виновников: штрафы до 10 тыс. леев плюс лишение права заниматься определенной деятельностью на срок до одного года.

Каждая операция под внутренним контролем

Новый подход подразумевает пересмотр правил внутреннего контроля, действующих в финансовом секторе. Банкам и другим учреждениям придется обновить методики идентификации клиента, его выгодоприобретателей и бенефициаров, учитывая при этом все возможные факторы риска. В каждом из них должна появиться усовершенствованная собственная программа по предупреждению и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.

Несоблюдение формальностей повлечет штрафные санкции. Особое внимание предписано уделять повышенным мерам предосторожности, когда речь идет о подозрительных клиентах, деловых отношениях, имуществе или операциях.

«Закон обязывает в некоторых случаях применять специальные идентификационные меры, но не содержит четких требований. При этом если у контролирующих органов возникнут претензии, их надо будет убедить, что меры предосторожности были достаточными и адекватными риску отмывания. Это может быть сбор дополнительной информации, проверки, мониторинг, запрос подтверждающих документов. Если доводы не будут достаточно убедительны, последуют санкции до 10 тыс. леев за каждый случай», - отмечает один из наших экспертов.

По его словам, в перспективе со стороны финансовых учреждений, скорее всего, возрастет число отказов от открытия банковского счета и проведения финансовых операций. Увеличится и число воздержаний от установления деловых отношений с компаниями и частными лицами. А уже налаженное сотрудничество будет прекращаться, если возникнут какие-либо сомнения в идентификации выгодоприобретающего собственника.

Еще один повод – вероятная недостоверность имеющихся данных. Коммерческим банкам и другим «отчетным единицам» будет проще отказаться от предоставления услуг при малейших признаках сомнительности, чтобы свести к минимуму риск санкционирования со стороны НЦБК.

Политическая уязвимость – зона особого интереса

Поправки содержат наказание (штрафные санкции до 10 тыс. леев) и за неприменение процедур для идентификации политически уязвимых лиц. Речь идет о людях, занимающих или занимавших важные государственные должности в Молдове или на международном уровне, а также их семьях и окружении.

В такой ситуации задача «отчетной единицы» - определить источник используемого имущества, вести усиленный мониторинг деловых отношений. Сотрудничество с политически уязвимыми лицами возможно только с согласия руководства, на которое и ложится ответственность за принятие решений.

Отдельные требования предъявляются к хранению данных об операциях клиентов и выгодоприобретателя. Все они включаются в специальный регистр, а счета, первичные документы и деловая переписка хранятся в архиве не менее 5 лет даже после завершения деловых отношений или закрытия банковского счета.

По требованию компетентных органов этот срок продлевается на неограниченный период. Служба по предупреждению и борьбе с отмыванием денег вправе по своему запросу получить любую информацию о конкретных гражданах и предприятиях. Отступление от этих правил грозит штрафом до 6 тыс. леев в каждом отдельном случае.

При наличии подозрений о сомнительности операции «отчетные единицы» обязаны незамедлительно информировать НЦБК, для чего законом предоставлен 24-часовой срок. Как показывает практика, он постоянно не соблюдается, однако случаи привлечения к ответственности можно пересчитать по пальцам. Чтобы этого не происходило, нарушителей будут не только штрафовать, но и лишать права на определенную деятельность на срок до 1 года.

Бюрократический эффект

Санкционирование предусмотрено и при несообщении НЦБК об операциях с наличностью на сумму более 100 тыс. леев – сразу или посредством нескольких операций, которые могут быть взаимосвязанными. При перечислении денег эта планка составляет 500 тыс. леев. Наказание следует и за неинформирование Таможенной службы и НЦБК о подозрениях, касающихся незаконного ввоза в страну или вывоза валютных ценностей.

Правоохранительные органы неоднократно отмечали, что сталкиваются с утечкой информации из коммерческих банков и некоторых других учреждений. Когда клиенту становится известно о передаче данных в НЦБК, он сразу прекращает денежные операции и пытается вывести из поля зрения правоохранителей капитал, легальность которого вызывает сомнения. Теперь разглашение этих сведений будет караться штрафом до 6 тыс. леев для самого учреждения и до 3 тыс. леев для сотрудника. Аналогичные санкции налагаются на работников НЦБК, Национального банка и других надзорных органов, виновных в утечке информации.

«Изменения в большей степени коснуться мелких участников финансового рынка, которые грешат тем, что откладывают выполнение требований «на потом» или изыскивают пути для их обхода, - отмечает наш собеседник.- К примеру, сотрудники обменно-валютных касс сами предлагают клиентом, обменивающим крупные суммы, разбить их на несколько операций, чтобы не возиться с оформлением формуляров для НЦБК. Они объясняют свое поведение высоким уровнем формализма в подходе контролирующих органов, большим количеством очень расплывчатых и непрозрачных предписаний.

Что касается крупных игроков, прежде всего, коммерческих банков, то они постараются обезопасить себя от новых санкций, возложив основную долю ответственности на клиентов – как граждан, так и юридических лиц. Речь идет о бюрократической составляющей в общении с клиентами – усиленном мониторинге, заполнении более объемных анкет и истребовании всяческих подтверждений.

Но в целом, последние законодательные коррективы в антиотмывочной деятельности вряд ли что-то изменят. Это лишь шаг навстречу пожеланиям международных организаций, противостоящих отмыванию денег и финансированию терроризма. Необходима более тесная координация между специализированными подразделениями Нацбанка, НЦБК и других контролирующих органов для обеспечения контроля за незаконными операциями».
0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

К какому этносу вы себя относите?