X 
Выборы в Молдове новостей: 4968
Приднестровье новостей: 1399
Президент новостей: 4052
Война в Украине новостей: 5431

С кем объединятся коммунисты после выборов

11 июл. 2014, 16:23   Политика
9755 4
Фото: noi.md
Ксения Флоря

Аналитики отмечают изменение расстановки политических сил в стране после подписания Молдовой Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Заговорили в последнее время и о возможных альянсах после парламентских выборов в ноябре 2014 года. Учитывая, что примерный состав нового парламента пока не обещает сюрпризов, политики начинают выстраивать свои предвыборные программы с учетом будущих коалиций.

Главный вектор: монополия ЛДПМ

Премьер-министр Республики Молдова, и по совместительству первый вице-председатель ЛДПМ, Юрий Лянкэ сегодня активно собирает дивиденды от недавнего подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом. На этой неделе “достижениями Молдовы при сближении с ЕС и построении демократического общества и правового государства” была впечатлена канцлер Германии Ангела Меркель.

Другой активист ЛДПМ – министр юстиции Олег Ефрим – в это время открывал в Болонье Клуб сторонников своей партии, рассказывая мигрировавшим согражданам о грандиозных планах ЛДПМ к 2017 году достичь для Молдовы статуса страны-кандидата на вступление в ЕС, а в 2020-ом – полноправного члена Евросоюза.

На Родине ангажированные социологи настойчиво доводят до электората мысль, что самыми влиятельными политиками в Молдове сегодня являются члены ЛДПМ: премьер-министр Юрий Лянкэ, его партийный шеф Владимир Филат и министр иностранных дел Наталья Герман. А ЛДПМ – самая влиятельная партия страны.

После подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом либерал-демократы заслуженно почивают на лаврах. У них есть беспроигрышный (по крайней мере, для половины молдавского электората) предвыборный посыл: “Именно мы подарили вам безвизовый режим с ЕС, открыли для молдавского бизнеса европейский рынок с 500 млн потребителей, а для сельхозпроизводителей – доступ к европейским фондам, и очень скоро сделаем Молдову полноправным членом Евросоюза”.

Хотят того союзники или нет, но ЛДПМ – монополист евроинтеграционного предвыборного посыла. И как бы те же демократы не пытались присоседиться к данному предвыборному месседжу (председатель парламента Игорь Корман намекнул было, что европейский проект не принадлежит отдельной партии или политику), у молдавского электората уже выработался условный рефлекс: евроинтеграция – это ЛДПМ.

ДПМ: издержки социальной поддержки

У главного политического конкурента ЛДПМ – Демократической партии – более приземленная предвыборная роль – социальная поддержка населения. ДПМ всегда позиционировала себя, как партия социальной направленности. Но сегодня выходить с громкими социальными лозунгами достаточно сложно, хоть умышленная (как считают эксперты и бизнес) или непредумышленная (как настаивает Нацбанк) девальвация национальной валюты, которая принесла в бюджет дополнительные доходы, позволила объявить о решении увеличить зарплаты некоторым категориям бюджетников и государственных служащих как раз накануне выборов.

Правда, на традиционном “социальном” поле демократов сейчас активно “топчутся” и коллеги из ЛДПМ. Министр сельского хозяйства Василий Бумаков, например, обещает, что к осени цены на хлеб могут понизиться – благодаря хорошему урожаю.

ДПМ всегда позиционировала себя как левоцентристское политическое формирование, поэтому темы поддержки российского рынка для молдавских товаров, русского языка как языка межнационального общения – считала своими. Теперь же, после безоговорочной поддержки европейского вектора правящей коалицией, продвижение этих беспроигрышных для левоцентристского электората тем со стороны ДПМ будет выглядеть циничным и бесперспективным.

Поэтому, на первый взгляд, Демпартия сейчас оказалось в более проигрышной предвыборной позиции, чем Либерально-демократическая партия. Можно даже сказать – связанным по рукам и ногам заложником европейской интеграции – по отношению к своему потенциальному электорату.

Однако, как это не раз происходило в противостоянии ДПМ-ЛДПМ, конкурентам всегда можно поломать игру. Жизнь (или хорошо подготовленные экспромты) вносит свои коррективы.

К примеру, 4 июля Координационный совет по телевидению и радио запретил вещание на территории РМ телеканала “Россия 24” - из-за несоответствия его программ положениям Кодекса о телевидении и радио. Телеканалам РТР и РЕН-ТВ в Молдове КСТР приказал изменить свою политику вещания, иначе их тоже лишат лицензий.

Реакция России ждать себя не заставила. 7 июля на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявил, что Молдова может быть исключена из Зоны свободной торговли стран СНГ. Потому что после подписания Кишиневом соглашения об ассоциации с ЕС “обстоятельства изменились”.

Возможные защитные меры в отношении торговых отношений с РМ Совет Евразийского экономического союза рассмотрит 16 июля. После его заседания начнется подготовка правительственных актов РФ или даже специального законопроекта – если будет необходимо приостановить соответствующий международный договор.
Эти формальности займут несколько месяцев. То есть, если заградительные меры со стороны России и стран Таможенного союза будут введены, то это произойдет не раньше осени. И вот тогда, когда поспеют главные статьи сельхозэкспорта в Россию: виноград, яблоки и сливы, молдавским экспортерам мало не покажется.

К тому же осенью Кишиневу придется вести с “Газпромом” активные переговоры об очередном продлении контракта на поставку и транзит газа. Валерия Лазэра, имеющего налаженные контакты в Москве, в частности с министром энергетики РФ Александром Новаком, демократы из правительства убрали. А у Андриана Канду таких наработанных связей нет.

Так что при реализации пессимистичного сценария отношений с Российской Федерацией, этой осенью - как раз перед парламентскими выборами - отдача от европропаганды ЛДПМ может быть сведена к нулю. И вот тогда на сцену могут выйти демократы – в белом.

ПКРМ: корректировка курса

По слухам, часть европейских чиновников, например, глава делегации Евросоюза в Молдове Пиркка Тапиола, рассматривают возможность возврата коммунистов к власти в Молдове. Причина очевидна: многочисленные социологические опросы показывают, что значительная часть населения по-прежнему поддерживает коммунистов, и их победа в результате парламентских выборов осенью этого года совсем не исключена. Логика выстраивается сама собой: зачем устраивать очередное вооруженное побоище в стране, если можно достичь политического компромисса.

Но ПКРМ в видении Брюсселя может вернуться во власть только при одном условии – при дальнейшем следовании курсу европейской интеграции и отказе от экстремизма.

Первую кардинальную зачистку ПКРМ пережила в 2008 году, когда на VI съезде партии (сами коммунисты назвали его “поворотным”, а пресса – “съездом кадровых чисток”) из руководящего органа партии – Политисполкома ЦК – была полностью выведена вся старая гвардия. А ЦК обновился наполовину за счет “молодогвардейцев”.

Тогда старая гвардия тормозила процесс партийного развития. Теперь (в свете предвыборных требований еврочиновников и возможных перспектив возвращения во власть) его стали тормозить “младокоммунисты” Марка Ткачука – радикальные сторонники более решительных действий и приверженцы непримиримой позиции. Воронинское же крыло ПКРМ настроено на компромисс в обмен на определенные гарантии.

Поэтому в преддверии парламентских выборов из Политисполкома и ЦК были выведены Марк Ткачук и Григорий Петренко, а Юрий Мунтян, которого одно время называли наиболее вероятным преемником Воронина, был освобожден от должности исполнительного секретаря ЦК. Крыло Ткачука отлучили от процесса принятия решений.

В свете происходящего переформатирования партии и предполагаемых требований европейцев - не удивительно, что фракция ПКРМ (кроме опального Григория Петренко) не стала голосовать против ратификации Соглашения об ассоциации с ЕС, предпочтя покинуть парламентский зал заседаний. В какой-то степени поддерживают эту версию и представители партии на местах, которые прямым текстом говорят о необходимости продолжения курса евроинтеграции, начатого коммунистами в 2005 году.

Поствыборное моделирование

На поствыборный период политические аналитики прогнозируют три возможные коалиционные модели.

МОДЕЛЬ №1: ДПМ-ЛДПМ-ЛП

Либерал-реформаторы в будущий парламент однозначно не проходят, а вот Михай Гимпу, несмотря на раскол партии, остается фаворитом правого фланга. Поэтому после выборов вновь может приобрести актуальность старая испытанная связка ДПМ-ЛДПМ-ЛП.

При таком раскладе у либерал-демократов опять будет большинство, а у демократов, используя бизнес-терминологию, только блокирующий пакет. Для Демпартии такой альянс - не самое комфортное психологическое существование. Лидер ЛДПМ Владимир Филат неизбежно попытается вернуться к государственной власти и получить пост президента или председателя парламента. Михай Гимпу вновь начнет выделяться со всеми своими капризами, склонностью к политическому шантажу и провокациями против и без того не благодушно настроенной России. В ново-старом альянсе наверняка опять вылезут старые обиды и возобновятся олигархические битвы.

МОДЕЛЬ №2: ДПМ-ПКРМ-ЛДПМ

Это самый комфортный для демократов расклад. В ПКРМ проведена кадровая частика. Радикальное крыло Ткачука нейтрализовано, власть в партии теперь полностью сосредоточена в руках “оппортунистов”, готовых на сотрудничество с Демпартией на определенных условиях.

В коалиции ДПМ-ПКРМ-ЛДПМ у демократов будет уже не блокирующий, а контрольный пакет акций. Это конституционное большинство в парламенте благодаря связке с лояльными коммунистами и подотчетность всех министров - выдвиженцев ПКРМ. Снять премьер-министра при наличии такого конституционного большинства станет практически невозможно. А, скорее всего, на эту должность, считает политолог Богдан Цырдя, будет выдвинут нынешний вице-премьер, министр экономики Андриан Канду: именно для этого его и перевели из парламента в правительство – засветить перед выборами.

Либеральные демократы при таком коалиционном раскладе нужны для того, чтобы смягчить сопротивление европейцев и возможные протестные настроения в гражданском обществе и в стране в целом от возвращения к власти ПКРМ.

Захочет ли участвовать в этом альянсе Владимир Филат? Если прижмут, другого выхода у лидера ЛДПМ, считает Богдан Цырдя, не будет: “Владимир Филат не может не понимать, что сегодня находиться в оппозиции – означает не только экономический крах, но и тюрьму, постоянный прессинг, стресс. Но если Филат даже под давлением не захочет пойти на сближение с коммунистами, не исключено, что этого “захотят” члены его партии: они прекрасно видят, что сейчас творится в ПКРМ”.

МОДЕЛЬ №3: ДПМ-ПКРМ

Это, считает Богдан Цырдя, самый не выгодный для демократов, но выгодный для коммунистов расклад. Хотя при такой коалиции в руках ДПМ будет находиться “100%-ый пакет акций”.

Однако политическая безопасность демократов при создании левоцентристской коалиции - под большим вопросом, так как “чистым” союзом с коммунистами ДПМ может натравить на себя Брюссель.

Хотя на последних выборах в Европарламент прошли евроскептики и упрочили свои позиции, большинство мест в нем все-таки сохранили консерваторы (Европейская народная партия), которые, мягко говоря, недолюбливают коммунистов. Еврокомиссию, несмотря на активное сопротивление Великобритании и Венгрии, тоже возглавил представитель европейских консерваторов - Жан-Клод-Юнкер. Поэтому на чистую унию с коммунистами ДПМ, считает Богдан Цырдя, пойдет в самом крайнем случае. Если с другими политическими раскладами не получится.



0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

К чему приведут поправки в Уголовный кодекс, расширяющие понятие государственной измены?