Приднестровье новостей: 1426
Война в Украине новостей: 6190
Евровидение новостей: 510

Разборки двух олигархов-2013, или Реалити-шоу по-молдавски

1 янв. 2014, 13:00   Политика
10331 2
Фото: adevarul.ro
Ксения Флоря

Когда-то главными событиями года считались победы спортсменов на чемпионатах мира или Олимпийских играх, освоение космоса, завершение строительства значимых для страны объектов или создание каких-то резонансных фильмов, спектаклей или музыкальных произведений.

Молдавская реальность-2013: успешные спортсмены из страны уезжают, пока позволяют возраст и спортивная форма, – "гастарбайтерствовать", так же как почти треть соотечественников. Значимые для страны объекты уже давно не строятся: разве что реставрируются после погромов 2009 года, на что уходят баснословные суммы.

Например, на ремонт и реконструкцию разгромленного и разграбленного почти пять лет назад здания парламента уже ушло более 350 млн леев. На завершение работ минстрой и подрядчики требуют, по сути, у налогоплательщиков еще 174 млн.

Резонансные фильмы и спектакли практически не снимаются и не ставятся: культура в РМ финансируется по остаточному принципу. А главным событием года называется борьба двух олигархов: Владимира Плахотнюка и Владимира Филата.

И ладно, если бы это была борьба за продвижение программ по улучшению жизни населения. Борьба за процветание страны. Или противоборство двух интеллектов. Нет, это всего лишь банальная борьба за власть, за право контролировать госучреждения, госкомпании и потоки государственных и окологосударственных средств.

Эдакое молдавское “VIP-застеколье”, за которым наблюдает подавляющее большинство граждан - кто с интересом, а кто вынужденно, сочувствуя в силу своих политических предпочтений то одному, то другому, оправдывая их действия и… копируя их.

Как сказал один из политологов, для современной Молдовы такая поведенческая модель фактически стала нормой, хотя для традиционного молдавского общества это, по определению, ненормально.

Филат начинает…

2013 год удачнее начался для Владимира Филата. Лидер ЛДПМ, тогда еще в качестве премьер-министра, уже больше года требовал отставки генерального прокурора Валерия Зубко: 1) за безынициативность и отсутствие своевременных действий для предотвращения рейдерских атак на финансово-банковскую систему; 2) за побег из страны Эдуарда Багирова. Но, несмотря на все ультиматумы и действия бывшего премьера, Владимир Плахотнюк категорически не желал сдавать своего ставленника.

Острый ум фактического лидера ДПМ и вся созданная им махина из лояльно настроенных людей, политических партий, государственных органов и подконтрольных СМИ, работали на перспективу - к парламентским выборам превратить Демпартию в самое крупное политформирование левого фланга, устранив или деморализовав нежелательных конкурентов.

Но, как известно, в любом, даже самом продуманном плане всегда найдется место для случайной нелепости. Такой случайной нелепостью для Владимира Плахотнюка стало убийство предпринимателя Сорина Пачу на “царской охоте” 23 декабря 2012 года.

Удержать после этого в должности генпрокурора, который срочно ушел в отпуск, стало практически невозможно. Хотя Владимир Плахотнюк и пытался. В середине января стали ходить упорные слухи: на депутатов-коммунистов несколько раз выходили представители Плахотнюка с предложением совместными усилиями скинуть Владимира Филата с должности премьер-министра и сформировать левоцентристскую коалицию. При этом в премьерское кресло якобы предлагалось усадить самого “бизнесмена N1”.

Какие кадровые выгоды от данной рокировки должны были получить коммунисты, осталось неизвестным. Но в ПКРМ “скептически отнеслись к предложениям эмиссаров г-на Плахотнюка”. 21 января на экстренном заседании парламента генеральный прокурор Валерий Зубко был отправлен в отставку.

Однако отставка Зубко и создание следственной комиссии по делу о VIP-охоте не только не сняли напряжение в обществе и парламенте, но и еще больше его накалили. Как сказал тогда один из политологов, “Зубко – это следствие, а устранить нужно причину”. То есть первого вице-председателя парламента Владимира Плахотнюка.

Два дня подряд фракции ЛДПМ и ПКРМ “героически” пытались скинуть Плахотнюка с вице-председательского кресла. Спикер Мариан Лупу не менее “героически” защищал коллегу, объявив, что первый вице-председатель ни при каких условиях не будет отправлен в отставку, даже если “сам того захочет”. Мариан Лупу даже был готов упасть на “амбразуру” – в конце января он созвал еще одно внеочередное заседание парламента, единственным вопросом которого являлась его отставка.

Но отправив тогда в отставку одного лишь Лупу, коммунисты и либерал-демократы оказались бы в абсурдной ситуации: исполняющим обязанности председателя парламента автоматически бы стал первый вице-спикер Владимир Плахотнюк. Пришлось фракциям ЛДПМ и ПКРМ трубить временное отступление: либерал-демократы принялись в срочном порядке готовить законодательную инициативу об упразднении должности первого вице-председателя парламента.

Правящая коалиция вступила в фазу открытой политической войны. Как бодро отрапортовала в начале февраля пресса, на заседании совета Альянса между Филатом и Плахотнюком чуть было не разгорелась драка, Стрелец стоял с “сизым лицом” и был готов кинуться на выручку своему партийному начальнику, всплыла информация, что Плахотнюк стал первым вице-председателем парламента в результате договоренности с Филатом, а телефон Михая Гимпу прослушивается либерал-демократами.

13 февраля Владимир Филат созвал брифинг и объявил, что его Либерально-демократическая партия выходит из соглашения о создании “Альянса за евроинтеграцию-2”. А через два дня фракции ЛДПМ и ПКРМ упразднили должность первого вице-председателя парламента, которую занимал Владимир Плахотнюк.

В ответ Генпрокуратура и Национальный центр по борьбе с коррупцией устроили грандиозное представление с обысками в здании правительства и ряде госучреждений, взламыванием сейфов и задержанием ряда чиновников-ставленников ЛДПМ. В подконтрольных СМИ всплыли аудиозаписи телефонных переговоров Владимира Филата и его ближайших соратников.

В итоге премьер-министр выдвинул очередной ультиматум: Совет Альянса, который “в нарушение Конституции стал высшим органом власти в стране наподобие Политбюро ЦК КПСС”, должен перестать быть таковым; атака на “Банка де Економий” должна быть прекращена; уголовные дела на министров от ЛДПМ – закрыты; государственные структуры и, прежде всего, Генеральная прокуратура – деполитизированы, а расследование инцидента на VIP-охоте проведено в четком соответствии с действующим законодательством и международными нормами.

… и проигрывает

5 марта правительство Владимира Филата было отправлено в отставку - за “злоупотребления, извлечение выгодны из влияния, контрабанду и коррупцию”. Демпартия и ЛП не простили вероломства бывшего союзника, попытавшегося перетянуть коалиционное одеяло на себя. И поддержали законодательную инициативу коммунистов о выражении вотума недоверия правительству Филата.

В жизни бывшего премьер-министра наступила черная полоса (хоть ЛДПМ и отомстила за его отставку, вместе с коммунистами сняв с должности председателя парламента Мариана Лупу): Владимир Плахотнюк “доломал” бывшего союзника, провернув изящнейшую комбинацию с решением Конституционного суда.

Поначалу беды ничто не предвещало: казалось, что Владимир Филат опять в дамках и третий премьерский срок у него почти, что в кармане. К середине апреля за правительство Филата-3 были готовы проголосовать 58 депутатов. Хотя для этого Владимиру Филату пришлось наступить на горло собственной песне: публично просить у Владимира Плахотнюка прощения; вопреки собственному обещанию деполитизировать Генпрокуратуру, проголосовать за нужного демократам генерального прокурора; в спешном порядке в интересах Плахотнюка изменить избирательную систему с пропорциональной на смешанную; а потом лично явиться в офис ДПМ на заседание Политсовета, где в это время обсуждался вопрос голосовать или нет демократам за правительство Филата-3.

Однако эйфория кандидата в премьер-министры длилась недолго: 22 апреля Конституционный суд признал недействительным указ президента о выдвижении кандидатуры Филата на пост премьер-министра. Более того, по решению КС Владимир Филат вообще не мог занимать пост премьер-министра ни как кандидат, ни как и.о - “в связи с отставкой за коррупцию и злоупотребления”.

Как потом откровенничали коммунисты, разозлившийся лидер ЛДПМ был готов идти на досрочные выборы. И пошел, если бы не жесткая позиция Брюсселя, демонстративно вмешавшегося в переговорный процесс, обещание еврочиновниками заоблачных щедрот в случае создания “Коалиции проевропейского правления”, и жесткий прессинг, оказываемый эмиссарами ЕС непосредственно на лидера ЛДПМ.

Впрочем, как настаивает главный идеолог Партии коммунистов Марк Ткачук, не только прессинг и обещание финансовой поддержки, но и интерес к Банку, повлияли на окончательный выбор Владимира Филата, который, несмотря на всю свою амбициозность, все-таки согласился уйти в тень, уступив пост премьер-министра Юрию Лянкэ.

О том, что Владимир Филат “с самого начала положил глаз на “Банка де Економий и представлен в структуре собственности банка через подставных лиц”, утверждал и Михай Гимпу. Сам лидер ЛДПМ заявил, что никаких личных интересов не преследовал, а думал исключительно о стране и народе: “Если бы я следовал личным интересам, то я бы пошел на досрочные выборы. Надо было выбирать между досрочными выборами без перспектив на будущее (и тут не идет речь о том, придут коммунисты к власти или нет), и сохранением нынешней коалиции”.

Решение сохранить “нынешнюю коалицию” не лучшим образом сказалось на рейтингах либеральных демократов. Если апрельские соцопросы давали ЛДПМ 24%, то к ноябрю за нее были готовы проголосовать только 12,9% избирателей.

Назад, в дамки

Сейчас Владимир Филат энергично пытается “выйти из тени”, куда его загнал Владимир Плахотнюк, нарастить предвыборный рейтинг ЛДПМ и восстановить свои пошатнувшиеся позиции. Чему, кстати, в немалой степени способствует и сам Владимир Плахотнюк, решивший на время избавиться от публичного внимания, “уйти в народ”, чтобы готовиться к выборам.

Пока фактический лидер ДПМ занят переманиванием советников-коммунистов в территориях и развивает какие-то загадочные социальные проекты, Владимир Филат занялся агрессивным пиаром. То он вместе с премьер-министром Лянкэ отправляется на саммит “Восточного партнерства” в Вильнюс, чтобы закрепить в сознании избирателей месседж “именно ЛДПМ является рулевым процесса евроинтеграции”. То проводит самый масштабный за всю историю молдавского партостроительства съезд с именитыми зарубежными гостями и хвалебными выступлениями вроде саакашвилевского “Филат – великой политик”.

То открывает отремонтированные детсады и другие объекты соцкультбыта в районах, хотя не ЛДПМ выделяла средства на ремонтные работы, а Всемирный банк и ЮНИСЕФ. То выпускает новогодние ролики, рассылает персонифицированные новогодние поздравления и занимается благотворительностью. На днях, например, вручал нуждающимся членам Союза писателей словари синонимов и 1 тысячу леев. И даже изменения в личной жизни бывшего премьер-министра как нельзя кстати вписываются в запущенную им агрессивную пиар-кампанию.

Владимир Плахотнюк укрепляться своему “заклятому” союзнику пока не мешает. Значит ли это, что два олигарха во власти, наконец, договорились, поделив сферы политического и экономического влияния? Или это всего лишь передышка перед новой схваткой. И в наступающем году нас ждет очередное реалити-шоу в исполнении “бизнесмена №1” и “политика №1”.

Тупик или перелом?

Однако, к чему такие показательные выступления ведут нашу страну? Пока лидеры правящих партий ведут войну «за кусок пирога», сама страна подвергается атакам со всех сторон. Основы государственности расшатывают высшие чиновники, которые по долгу и чести должны были бы эту государственность беречь. Конституционный суд, состоящий из граждан соседнего государства, в нарушение собственной компетенции, подменил собою высшую власть и принимает решения, которые буквально игнорируют многие статьи Конституции и ведут к уничтожению суверенитета РМ.

Парламент, который должен был бы формировать законодательство независимого государства и следить за его исполнением, погряз в мелких дрязгах. Это позволяет различным лоббистским группам, как местным, так и внешним, проталкивать решения, опасные не только для экономики, но разрушающие нравственность, культуру этого народа.

Правительство занимается реализацией программ, предложенных внешними партнерами, не анализируя ни их необходимость, ни эффективность внедрения реформ, ни цену, которую придется заплатить всем нам.

А народ этой страны существует сам по себе. И уезжает в поисках лучшей жизни. Но это ненормально. Так не должно быть. Потому что такая политика ведет в тупик. Не может власть служить примером безнравственности и безответственности, продажности, неверия в будущее этой страны и неверности стране, которой управляет.

Это значит, что пришло время перемен. Не реформ, которые уже не оправдывают себя, а именно перемен. И возможно, пришло время подумать об этом, в том числе, тем, кто в эту власть входит и, скорее всего, будет приходить в дальнейшем.

Очевидно, что следующий год – это не только год парламентских выборов, но и год перелома. Будем надеяться, что наступает год, в котором придет осознание того, каким примерам следует подражать не только детям, но и взрослым, включая политиков, какие примеры желательно пропагандировать прессе, к каким ценностям нам стремиться. Год, который должен определить дальнейший ход молдавской истории.


0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

© Бизнес

К какому этносу вы себя относите?