Дело Филата новостей: 349
Президент новостей: 4011

Марсоход доказал существование на Красной планете в прошлом озера и реки

8 окт. 2021, 23:00   Наука и IT

Марсоход Perseverance приземлился в феврале на дне марсианского кратера Езеро диаметром 45 километров. Он был выбран в качестве места посадки, так как предыдущие наблюдения за Марсом показали, что в древности в нём находились большое озеро и дельта реки. Фотографии, которые были сняты Perseverance в начале его миссии, подтверждают это предположение.

У Perseverance есть две основные задачи в ходе миссии стоимостью $2,7 миллиарда: поиск признаков древней жизни на Марсе, а также сбор и консервация образцов материалов, которые позже будут доставлены на Землю для дальнейших исследований. Кратер Езеро был признан подходящим местом для этой работы, основываясь на данных, собранных космическими аппаратами вроде Mars Reconnaissance Orbiter NASA, передает 3dnews.ru.

Бенджамин Вайс (Benjamin Weiss), профессор планетных наук в Массачусетском технологическом институте, говорит, что ещё не начав своё путешествие по Красной планете, марсоход смог решить одну из больших загадок, а именно доказать, что этот кратер когда-то действительно был озером. Снимки с орбиты показали веерообразную структуру дна Езеро, которую члены миссии интерпретировали как дельту — место, где река впадала в озеро около 3,7 миллиарда лет назад. Это место, по мнению учёных, может содержать доказательства существования древних марсианских микробов, если они когда-либо существовали.

В новом исследовании, опубликованном в Интернете 7 октября в журнале Science, исследователи проанализировали ранние фотоснимки этой предполагаемой дельты, снятые Perseverance издалека с помощью инструментов Mastcam-Z и SuperCam. На этих фотографиях запечатлён край большого обнажения дельты, а также изолированный холм, получивший название Kodiak, который, по мнению учёных, является эрозионным остатком того же образования. Снимки Kodiak были особенно чёткими, и команда увидела на нём отчётливые слои наносов, которые могли быть отложены только рекой, впадающей в озеро. Исследователи отмечают, что снимки позволят им построить сценарий формирования дельты и активности озера, а также определить правильные слои для анализа и отбора проб. Интересно, что наблюдения Perseverance показывают, что древнее озеро Езеро было примерно на 100 метров мельче, чем предполагалось после анализа данных, полученных с орбиты.

Сегодня кратер Езеро абсолютно сухой, как и остальная поверхность Марса. Учёные считают, что планета высохла около 3,5 миллиарда лет назад, после того, как её магнитное поле исчезло, и некогда плотная атмосфера стала восприимчивой к разрушению заряженными частицами с Солнца.

Недавно опубликованные фотографии раскрывают больше подробностей об озере Езеро. Снимки, сделанные Perseverance, показывают большие валуны диаметром до 1,5 метра в верхних слоях основного обнажения дельты. По словам исследователей, для их перемещения требовался очень мощный поток, порядка 3 тысяч кубических метров воды в секунду. Такие потоки могли быть результатом ледниковых нагонов или внезапных наводнений, вызванных дождями.

Исследователи отмечают, что снимки Perseverance дают потенциальную возможность определить момент, когда кратер превратился из благоприятной для жизни среды в пустыню, которой он является сейчас. Если всё пойдёт по плану, Perseverance позволит учёным лучше исследовать процесс формирования дельты. Команда стремится направить марсоход, который на сегодняшний день проехал 2,61 км по дну Езеро, к обнажению дельты и собрать образцы, отложенные в эпоху, когда кратер был спокойным озером.

Стоит отметить, что NASA отключила связь с Perseverance до 16 октября, поскольку в данный момент Земля и Марс находятся по разные стороны от Солнца, что может отрицательно сказаться на передаче команд марсоходу.