X 
Жара новостей: 195
Олимпийские игры новостей: 164
Выборы в Молдове новостей: 5022
Приднестровье новостей: 1458

Торговое лобби требует патенты

17 июн. 2014, 9:00   Экономика
17340 20
Фото: zdg.md
Ксения Флоря

Парламент (пока в первом чтении) “запатентовал” торговлю цветами. Депутаты от правящей коалиции дружно разрешили местным производителям, занимающимся разведением цветов на продажу, торговать ими на основе патента. Хотя еще год назад фракция ЛДПМ и слышать ничего об этом не хотела.

Как говорил тогда лидер фракции ЛДПМ Валерий Стрелец, “цветочники зарабатывают огромные деньги, и смогут наживаться еще больше благодаря этим поправкам, которые позволят импортерам цветов стать их “выращивателями”, что к тому же ухудшит налоговую дисциплину”.

На этот раз либерал-демократы не только ничего не имели против “зарабатывания огромных денег цветочниками” и “ухудшения налоговой дисциплины”. Четверо из восьми авторов нынешних поправок в Закон о предпринимательском патенте – депутаты от ЛДПМ.

Впрочем, такая трансформация взглядов парламентариев на применение предпринимательского патента объясняется просто: грядущие выборы.

Торговому лобби этого мало

“Цветочные” поправки в Закон о предпринимательском патенте парламент принял на следующий день после того, как представители малого бизнеса, требующие от депутатов разрешения на работу по патентам, пригрозили возобновить акции протеста.

На организованной пресс-конференции председатель Ассоциации малого бизнеса Еуджен Рошкован бил на то, что в стране ухудшаются условия для ведения бизнеса, государство не создает новые рабочие места и не предоставляет достойную зарплату. Микро предприятия душат контролирующие органы, а также “монополии и крупные торговые сети, у которых есть большой капитал и которые могут делать, что хотят”.

В итоге малый бизнес просто вынужден уходить в тень. А патент – это “возможность оперативно, за три дня, открыть рабочее место за собственный счет”. Заплатил временный налог – работай, не заплатил – не работай.

“Я - за Евросоюз, я - за подписание соглашения о зоне свободной торговли с ЕС, поскольку, как мы надеемся, благодаря этому документу мы получим экономические свободы, которые многие деловые люди ждут с большим нетерпением”, - бил себя в грудь г-н Рошкован, когда его спросили, не противоречит ли молдавская патентная практика европейским стандартам.

“Во многих странах Евросоюза, - заявил он, - практикуется плата фиксированного налога, дающего право заниматься определенное время той или иной деятельностью”.

Правда, председатель Ассоциации малого бизнеса не стал уточнять, что в Евросоюзе патент – это форма реализации бизнеса людьми, работающими в ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ сфере. То есть, оказывающими мелкие бытовые и ремесленные услуги: народные промыслы, сапожники, ремонт одежды и т.д. В ЕС не выдают патенты ТОРГОВЦАМ, как это широко практикуется в Молдове.

В 1998 году, когда писался Закон о предпринимательском патенте, из общего числа выданных патентов 97% приходилось на розничную торговлю. А в 2006-ом, когда правительство с парламентом приступили к постепенному сокращению видов деятельности, осуществляемых на основании патента, из 40 тыс. патентообладателей 66% занимались розничной торговлей.

Эксперты говорят, что нынешние “цветочные” патенты – это только начало. Торговое лобби наверняка станет пробивать патентные послабления и по другим направлениям. Например, кроме цветов, правительству и парламенту уже несколько лет кряду предлагается вернуть в патентный список торговлю мясом и запчастями для автомобилей. Или разрешить заниматься импортом на основе патента.

Патентное лобби утверждает, что люди, работающие в данных сферах, готовы платить за патент гораздо больше, чем раньше (еще бы!) – чтобы отказаться от работы в форме индивидуального предприятия и перестать платить бухгалтерам.

В качестве основного аргумента патентное лобби использует мысль о существенных бюджетных потерях от сокращения видов деятельности, осуществляемых на основе патента.

Три года назад, активно продвигая свои патентные предложения на встрече с председателем парламентской комиссии по бюджету и финансам Вячеславом Ионицэ, представители Ассоциации малого бизнеса, например, рассказывали ему, как во многих районах республики люди, работавшие по патенту по исключенным из закона видам деятельности, индивидуальные предприятия (как требует законодательство) не организовали, а продолжали работать на свой страх и риск, регулярно платя мзду полицейским. В итоге “местные бюджеты ежегодно недополучали как минимум 30 млн леев”.

2017 год не за горами…

Споры о предпринимательских патентах и целесообразности их применения ведутся в Молдове больше 15 лет. Одни эксперты и предприниматели считают, что власти должны максимально облегчить деятельность микробизнеса.

Другие уверены, что время челноков давно прошло, а торговля на основе патента не соответствует европейским нормам и практикам, ущемляя коммерсантов, которые инвестируют крупные средства в торговые объекты и платят большие налоги государству. И, главное, подобные методы организации торговли является основным путем легализации контрабандного и контрафактного товара, что больно бьет по отечественному производителю.

В 2006-2008 гг. правительство принялось активно наводить порядок на патентном рынке, исходя из того, что в 1990-ых патенты дали возможность гражданам и их семьям выжить за счет челночной торговли. Но за 15 лет эта форма ведения бизнеса трансформировалась в нелояльную конкуренцию, несоблюдение прав потребителей и уход от налогообложения. Активно боровшееся с “патентной гидрой” министерство экономики тогда назвало предпринимательский патент “черной дырой в бюджете”, поскольку через патентообладателей отмывались огромные деньги и легализовывалась контрабанда.

Предпринимательская деятельность на основе патента не требует государственной регистрации и получения лицензии. На патентовладельцев не распространяются требования по представлению финансовой и статистической отчетности, ведению бухгалтерского и финансового учета, осуществлению кассовых операций и расчетов. Этим пользовались некоторые представители крупного бизнеса, используя патентовладельцев в различных схемах уклонения от уплаты налогов. Такие схемы, например, широко применялись торговыми центрами.

Поэтому, начиная с 2006 года, государство перестало выдавать патенты на торговлю подакцизными товарами, в 2007-ом – мебели и т.д. И ввело ограничение: осуществление предпринимательской деятельности на основе предпринимательского патента разрешено лишь при условии, что доходы патентообладателя от продаж не превышают 100 тыс. леев в год (в прошлом году годовой порог оборота был увеличен до 300 тыс.).

Но пока налоговики выясняли, что патентовладельцев используют дельцы от крупного бизнеса в схемах уклонения от уплаты налогов, а министерство экономики законодательно боролось за цивилизованную торговлю, патентовладельцы успели объединиться, поддерживаемые и используемые заинтересованными силами. Их выступления приобрели общественный резонанс. В итоге после целого ряда шумных митингов и протестов патентовладельцы добились продления срока действия патента на розничную торговлю до 2017 года.

2017 год не за горами. Но уже сейчас можно предположить, как станут развиваться события: патентообладателинаверняка организуют очередную серию акций протеста под лозунгом “Патент – это спасение для тех, кто остался без работы, не оставляйте наши семьи без пропитания!”. А так как на носу будут парламентские выборы 2018 года, плюс полный отказ от патента на розничную торговлю затронет бизнес-интересы отдельных активистов правящих партий, парламент с правительством могут опять пойти на попятную.

Так же, как это произошло с отменой запрета торговать на основе патента в закрытых помещениях. Соответствующая запретная норма действовала с 2008 года - после того, как обнаружились незаконные схемы торговых центров по уходу от налогообложения при помощи патентовладельцев. Однако в ноябре прошлого года вступили в силу поправки, разрешающие розничную торговлю не только на улице – с лотков, прилавков и автомашин на санкционированных рынках, но и в закрытых помещениях: в павильонах, киосках (ларьках), палатках, с прилавков, лотков, площадь которых составляет до 30 квадратных метров.

И хотя авторы данных поправок в Закон о предпринимательском патенте уверяли, что эта норма касается “исключительно торговли на рынках”, эксперты сразу заявили: прочтение “на основе патента опять можно торговать в торговых центрах” не только возможно, но и непременно будет использовано теми, кому это выгодно.

В этой ситуации не лишним будет напомнить, что патент во всем мире – это форма реализации бизнеса людьми, работающими в ограниченной сфере мелкого индивидуального производства (народные промыслы, художники-декораторы, сапожники и так далее). Выдавать патенты торговцам - это нонсенс, потому что в этом случае создаются условия для нелояльной конкуренции: одни предприниматели платят все налоги и соблюдают правила торговли, а другие - купили патент и делают что хотят.

Кроме того, через патентообладателей отмываются огромные деньги, а также легализуются контрабанда и контрафакт – бич для молдавской промышленности. По словам одного из бизнесменов-производственников: "ОДНО РАБОЧЕЕ МЕСТО ПАТЕНТЩИКА-ТОРГОВЦА УБИВАЕТ ПЯТЬ РАБОЧИХ МЕСТ В МОЛДАВСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ".

Не лучше ли торговцам-патентообладателям занять рабочие места, которые можно создать в промышленности за счет роста продаж отечественных товаров, если на внутреннем рынке будет меньше безналоговых контрабанды и контрафакта?

Поэтому, невзирая на приближающиеся выборы, парламенту следует внимательнее отнестись к этой теме. Особенно учитывая обязательства РМ перед европейскими партнерами – бороться с коррупцией, отмыванием денег и контрабандой.

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Как вы поступите в случае республиканского референдума по евроинтеграции Республики Молдова?