Приднестровье новостей: 1423
Война в Украине новостей: 6173
Евровидение новостей: 508
Президент новостей: 4002

Стране нужен крупный экспортно-импортный банк

28 окт. 2013, 16:45   Экономика
5980 1
Фото: bizwiz.ro
Виктор Попеску

Целью главной Стратегии нашей страны «Молдова 2020» является «обеспечение устойчивого экономического развития и, как следствие, снижение уровня бедности».

Проанализировав ситуацию последних лет, авторы Стратегии приходят к выводу о том, что сегодняшний экономический рост, основанный на потреблении и денежных переводах, опасен для страны, так как подвергает ее различным рискам. И предлагают изменить парадигму экономического роста – чтобы люди могли оставаться жить и работать в своей стране, а не уезжать в поисках заработка за границу.

Для этого необходимо внедрить более динамичную экономическую модель, основанную на привлечении инвестиций, развитии отраслей промышленности для экспорта товаров и услуг. В противном случае, отток рабочей силы из страны не уменьшится, однако сохранение прежнего объема денежных переводов, на которых сегодня строится молдавская экономика, в ближайшем будущем никто не гарантирует.

Для того, чтобы перейти к новой модели развития, авторы Стратегии предлагают сконцентрироваться на семи приоритетах: система образования в соответствии с требованиями рынка, хорошие дороги, финансирование, деловой климат, энергоэффективность, адекватная пенсионная система, некоррупционированные суды.

Таким образом, одним из важнейших приоритетов на перспективу до 2020 года правительство видит финансирование реального сектора. А если учесть намерение изменения парадигмы, то можно конкретизировать - финансирования производства, ориентированного на экспорт.

И действительно, о проблеме привлечения дешевых денег на длительные сроки молдавские производители говорят уже давно. Конечно, в последние годы в Молдове произошли положительные изменения в этом смысле, в частности снизились процентные ставки по кредитам. Однако мы по-прежнему неконкурентоспособны на международном рынке, говорят молдавские производители, так как конкурировать приходится с иностранными компаниями, у которых есть доступ к более дешевому и долгосрочному крдитованию.

«Несмотря на стабильность банковского сектора, экономические агенты сообщают об ограниченном доступе к финансированию, а уровень финансового посредничества является одним из самых низких в регион»», - констатируют и авторы Стратегии.

И, тем не менее, в Стратегии, к сожалению, предлагаются меры общего характера, которые не позволяют надеяться на то, что молдавский бизнес в обозримой перспективе будет способен конкурировать с иностранным. А это особенно важно накануне подписания Молдовой Соглашения о зоне свободной торговли с Европейским Союзом. Открытый рынок с неконкурентоспособным финансированием может подкосить даже тех молдавских производителей, которые смогли поднять свое производство на высокий уровень.

Действительно, на чью сторону встанет рынок, когда сталкиваются два игрока: с одной стороны, иностранная компания с немалыми историческими капиталами и практически неограниченным доступом к "длинному" и "дешевому" финансированию и, с другой стороны, молдавская компания без исторических капиталов и с доступом к "коротким" и "дорогим" деньгам.

В то же время, и это отмечено в Стратегии, государство заинтересовано в развитии собственного производства, потому что это создание новых рабочих мест, увеличение поступлений в бюджет за счет налогов, а значит - возможность задержать в стране трудоспособную и активную часть населения и, как следствие, содержать пенсионную систему, учитывая стремительный рост старения молдавского населения сегодня.

В то же время, ни в Стратегии, ни в других документах мы не увидели, как же конкретно государство намерено стимулировать развитие в стране собственного производства для импортозамещения и продвижения экспорта. Есть общие меры для создания бизнес-среды, но нет конкретной политики. Потому что у всех мер и у любой среды есть нюансы, о которых не принято говорить. И банковская сфера не исключение.

В частности, молдавские предприниматели отмечают, что у физических лиц, которые владеют банковским бизнесом в Молдове, чаще всего есть собственные стратегические интересы, которые могут не совпадать со стратегическими интересами государства.

Все банки у нас принадлежат либо отечественным, либо иностранным частным лицам и банкам. И часто местный бизнес сталкивается с отказом в предоставлении финансирования со стороны банков, несмотря на то, что предоставляет проекты, которые имеют обоснование и гарантийное обеспечение возврата.

Основные мотивы отказа со стороны банков с иностранным капиталом: проекты не соответствуют нашей политике. Почему? Не объясняют. Но мы понимаем, что иностранные банки приходят в страну со своими частными инвесторами и своими интересами. И скорее всего, политика этих банков не предусматривает развитие молдавского производственного бизнеса, но активно стимулирует импорт товаров из западных стран.

У местных инвесторов-банкиров также больше превалирует интерес развития собственного бизнеса. Нередко в хороших проектах владельцы банков видят конкуренцию своим проектам. Роль могут также играть как личные мотивы (неприязнь, к примеру), так и стремление покуситься на чужой бизнес, имея полную информацию о нем. А такую информацию требуют и получают все банки. Они также предъявляют неимоверные требования к залогам, кредит может быть на миллион долларов, а залог – на пять миллионов.

Кроме того, действующие в Молдове коммерческие банки не в состоянии потянуть проекты, стоимость которых составляет десятки миллионов евро, не говоря уже о сотнях миллионов. А такие проекты у молдавского бизнеса есть.

Конечно, правительство заинтересовано в привлечении иностранных инвесторов, которые приходят уже со своими финансами. Но правильнее было бы растить собственных инвесторов, которые реинвестировали бы прибыль в своей же стране, а не вывозили ее за границу.

Предприниматели считают, что стране нужен банк, который объективно проводил бы политику, выгодную государству в целом, а не отдельным инвесторам. Он должен способствовать развитию собственного производства, оказывать помощь в производстве собственных товаров, продвижению этих товаров на внутреннем и внешнем рынках, помочь в конкурентной борьбе с иностранными компаниями, у которых есть доступ к более дешевым и длинным финансам.

Ориентированному на экспорт производственному бизнесу нужен банк с капиталом в сотни миллионов долларов, а не мелкие порции финансирования, которые предлагают различные программы поддержки.
Источниками капитала такого банка могут быть средства от приватизации крупных государственных активов, выставленных сегодня на продажу, а также резервы НБМ, которые превысили все заявленные ранее иностранными консультантами нормативы. Для этого целесообразно изменить Закон о НБМ, предоставив ему право участвовать в капитале коммерческих банков, как, к примеру, в России.

Во многих странах эту роль поддержки национальных производителей на внешних рынках выполняют государственные экспортно-импортные банки. В частности, такие банки, принадлежащие государству или пользующиеся государственной поддержкой, существуют в Австрии, Бельгии, Дании, Нидерландах, Канаде, Италии, Норвегии, США, Германии, Швейцарии, Швеции, Японии и ряде других стран. Деятельность их тесно связана с институтами по страхованию экспортных кредитов.

Так, главная цель государственного Эксим банка США – поддержка экспортеров. Он кредитует как экспортеров, так и покупателей американских товаров в других странах, и берет на себя риски в конкретной стране.

Экспортно-импортный банк Китая играет важную роль в содействии развития открытой и экспортно-ориентированной экономики страны. К примеру, с 2009 года этот банк начал активное кредитование российского нефтегазового комплекса. В частности, банк в начале 2009 года выдал кредит ВТБ на ввоз в России 30 буровых установок из Китая.

Молдова на протяжении более чем 20 лет сотрудничает с такими иностранными государственными банками, получая у них льготные кредиты – с условием приобретения на средства этих кредитов продукции этих стран. Таким образом, наша страна поддерживается как потребитель определенных товаров определенных стран, предоставляя свой рынок для их реализации.

В частности, в 2007 году Правительство Молдовы получило от Польши технический кредит в $15 млн. Кредит должен был быть использован для финансирования 90% стоимости контрактов на импорт из Польши в Молдову различных товаров, услуг и оборудования, необходимых для реализации проектов по обеспечению питьевой водой и защиту окружающей среды. Он был предоставлен на 18 лет с двухлетней отсрочкой платежей и выплатой процентной ставки в размере 1,4%!

В этом году Парламент РМ ратифицировал кредитное соглашение, предусматривающее получение у Японского агентства по международному сотрудничеству кредита в размере около 60 миллионов долларов для реализации проекта по улучшению медицинских услуг. Кредит будет выдан на 30-летний срок с 10-летним периодом отсрочки по выплатам, предоставляется под 0,1 процента годовых, и с такой же комиссией за обязательство.

Министр здравоохранения Андрей Усатый заявил, что благодаря японской технике, которая должна быть закуплена на средства этого кредита, в Молдове можно будет выполнять операции на мозге, трансплантации органов, операции на сердце для новорожденных и др.

Молдавские предприниматели считают, что в условиях малого открытого рынка, в котором очень сложно развивать конкуренцию с крупными иностранными компаниями, у Молдовы тоже должна быть более конкретная политика по поддержке экспорта и импортозамещающего производства.

Однако финансисты говорят о том, что экспортно-импортные банки создают развитые страны, которые хотят сохранить в сложных экономических условиях свое геополитическое влияние на внешних рынках. Эти банки способствуют расширению рынков сбыта отечественной продукции, развивая положительный торговый баланс в своих странах. Они открывают кредитные линии для развивающихся стран, в которых продвигают свои интересы.

Создать такой банк в Молдове, по их мнению, очень сложно. А сделка с акциями Banka de Economii два месяца назад лишила государство возможности использовать этот банк в качестве проводника такой политики. Более того, она подорвала уверенность бизнеса в том, что такая политика государства может быть реализуема в условиях современной молдавской действительности.

«К идее государственного банка мы относимся негативно, - говорит один из крупных молдавских производителей. - На протяжении более чем 20 лет становления государства, там, где присутствует государственный менеджмент, в любых предприятиях, оценка деятельности предприятия отрицательная.

Но думаем, что было бы реально создание инвестиционного банка с государственным участием посредством государственно-частного партнерства, а соучредителем выступили бы ЕБРР, ЕИБ, частный бизнес. Тогда менеджмент в лице совета директоров может принести пользу экспортерам». Однако, здесь вновь интересы частных акционеров такого банка могут вступать в противоречие с интересами государства, которые заключаются в активной поддержке импортозамещающего и экспортно-ориентированного производства.

По мнению другого крупного молдавского экспортера сельхозпродукции, «создание экспортно-импортного банка – идея неплохая. Вопрос в том, сможет ли он конкурировать с местными коммерческими банками по привлечению ресурсов? Но могу привести пример Аргентины, где действует Агентство по сельскому хозяйству, которое координирует весь экспорт страны. Вообще, если грамотно определить источник финансирования, то поддержка экспорта государством и лоббирование интересов молдавских производителей на внешних рынках могло бы вообще стать национальной идеей, способствующей развитию страны».
0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

© Бизнес

К какому этносу вы себя относите?