X 
Выборы в Молдове новостей: 4967
Приднестровье новостей: 1449
Президент новостей: 4074

Юрие Лянкэ: У нас есть исторический шанс вывести страну на новый уровень развития

15 окт. 2013, 10:20   Политика
2492 2
Фото: noi.md
(Интервью агентству "Инфотаг" премьер-министра Юрие Лянкэ)

"И.": Г-н премьер-министр, прошло уже больше четырех месяцев, как вы возглавили правительство. Кажется, что вы уже привыкли к новой должности, а у сторонних наблюдателей сложилось даже впечатление, что премьерство дается вам легко, без особых сложностей. Это на самом деле так, или это обманчивое впечатление?

Ю.Л. - Это далеко не так. Задачи и ответственность очень велики. Необходимо решать системные вопросы в условиях ограниченности времени. Но, несмотря на напряжение, я внутренне спокоен, потому что есть твердые ориентиры движения - европейская модель развития. Есть и понимание того, как добиться поставленных задач, есть и серьезная поддержка. Мною движет цель, которая больше и значительней меня самого. С таким путеводителем легко. Я хорошо знаю, какой должна быть Молдова.

"И.": - Удовлетворены ли вы первыми результатами деятельности правительства? Что удалось и что не удалось сделать?

Ю.Л. - Самое главное - в продолжение работы предыдущего правительства нам удалось закрепить "дорожную карту" развития Молдовы. Программа внутренней модернизации по модели стран Европейского Союза стала основным и безальтернативным проектом развития страны. Это мотор консолидации, преодоления экономической и социальной отсталости, борьбы с бедностью, слома системы экономических репрессий.

Наше европейское направление означает очень конкретные выгоды - независимые институты публичного управления, свободу личности и предпринимательства, зарплаты и инфраструктуру. История дает нам уникальный шанс вывести страну на качественно иной уровень развития. Другой, более конкурентоспособной модели, у Молдовы нет - и не предвидится.

Предстоит большая работа. Переходный период чрезмерно затянулся. Политическая система шаткая, необходима глубокая реформа прокуратуры и судов, чтобы вернуть к ним доверие общества. Хромает управленческая система - многие чиновники принимают решения, исходя не из соображений целесообразности и экономической эффективности, а ради извлечения выгоды из государственных должностей.

"И.": - Если говорить о конкретных показателях деятельности правительства, тут много критики. Некоторые аналитики говорят едва ли не о надвигающемся экономическом коллапсе.

Ю.Л. - Приведу несколько скучных, но крайне важных, цифр. Уровень бедности в стране снизился c 21% в 2011 г. до 16,5% в 2012 г. и статистика за первое полугодие говорит, что тенденция продолжается и в 2013 г. Доходы бюджета за восемь месяцев 2013 г. выросли на 8,6%, составив 22732,3 млн. леев. ВВП за первое полугодие вырос на 5%, зарплаты на 4,5%, пенсии на 2,5%. Валютные резервы Национального банка составляют $2,7 млрд., по сравнению с $2,3 млрд. в сентябре 2012 г. Объем прямых иностранных инвестиции в первом полугодии 2013 г. достиг $177 млн., что на $24,4 млн. больше, чем за аналогичный период 2012 г. Кредиты в национальную экономику в первом полугодии составили 8,1 млрд. леев - на 21,3% больше, чем за первую половину 2012 г. Процентные ставки по банковским кредитам достигли своего исторического минимума. По стране идут инфраструктурные проекты, включая инвестиции в дорожное хозяйство, причем это делается в основном в регионах, что позволяет создавать рабочие места.

Эти данные говорят о стабильной экономической ситуации. Не стоит верить недостоверным слухам и пропагандистскому фону, который нагнетается отдельными партиями. В нем очень мало правды. Лучше смотреть на цифры. А они говорят, что никаких предпосылок кризиса нет, и что правительство работает стабильно.

Проблема, конечно же, в другом. У нас много болезненных вопросов системного уровня. Например, в области борьбы с коррупцией предстоит огромная работа, и мы только сейчас хорошо представляем себе ее масштаб. Делается немало, чтобы устранить контакт чиновника с гражданами и бизнесом. Создана система электронных услуг. Устраняется и чрезмерное регулирование. Но система сопротивляется, в ней глубоко заложены гены порочного самовоспроизводства. Мы обязаны разорвать этот круг.

Судебная система - это вообще особая каста, со своей системой иерархии и отношений. Это едва ли не государство в государстве. Создано немало хороших механизмов, позволяющих снизить уровень коррупции, но система сопротивляется переменам и блокирует реформы. Мы просто обязаны вернуть суды людям. Необходимы жесткие меры, и мы намерены их предпринимать.

Очень рассчитываем и на содействие европейских партнеров. Мы признательны за их поддержку и приветствуем постоянное внимание, которое они уделяют вопросам углубления реформ. Значительная часть нашего общения посвящена только этому.

"И": - Что для Вас самое приятное в Вашей работе и что - самое сложное?

Ю.Л. - Самое приятное - это осознание того, что мы движемся к нашей цели, несмотря на все сложности. Мы добиваемся успеха и не свернем с европейского пути.

Сложности в том, что Молдова - страна переходного периода. Изменения, которые необходимы, затрагивают глубинные основы нашего общества. Как прийти к системе, которая будет вознаграждать, а не наказывать труд и индивидуальные усилия? Которая создаст класс собственников, твердо отстаивающих свои интересы, в том числе и перед государством? Государство должно принадлежать им по праву, и они должны за него стоять горой. Ведь любить можно только то, что уважаешь и ценишь.

К сожалению, отсутствует внутриполитический консенсус. Наши граждане по-разному видят вектор развития, но все без исключения хотят общества возможностей, справедливой юстиции, свободного предпринимательства, защиты прав. Основное преимущество модели ЕС в том, что она уже дала все это многим странам, и будет выгодна всем гражданам Молдовы.

"И.": - Нынешний состав правительства не претерпел серьезных изменений по сравнению с предыдущим. В то же время, многие отмечают, что правительство работает гораздо более конструктивно, существует команда, в которой создана здоровая обстановка. За счет чего удалось создать такую атмосферу?

Ю.Л. - Пройден серьезный политический кризис, который сказался на ходе реформ. Но все мы осознали, что речь идет об экзистенциальных вещах - преодолении противоречий во имя интересов страны. Это больше и весомей, чем любые партийные интересы. Рад, что удалось преодолеть этот сложный этап и сконцентрироваться на проекте модернизации Молдовы. Нынешняя здоровая обстановка как раз говорит о понимании важности стоящих перед нами задач.

Кроме того, работа коалиционного правительства стала более слаженной, поскольку уже есть определенная предыстория, понимание механизмов. Мы стараемся предупреждать возможные разногласия, а не доводить их до крайней точки.

"И.": - Какие основные задачи стоят перед правительством на следующий период: в экономике, в политике и в проведении реформ?

Ю.Л. - Мы должны решать проблемы-первопричины, а не только их производные. Эти первопричины отражены и в нашей программе 100 дней - создание благоприятной деловой среды для бизнеса, рабочие места, борьба с коррупцией, развитие инфраструктуры.

Я уже говорил о борьбе с коррупцией. Другой важный приоритет - поощрение частной инициативы, создание условий для бизнеса, дебюрократизация экономики, снижение числа проверок и оптимизация контрольных функций. Нашему бюрократическому аппарату необходимо поставить заслон, чтобы он выполнял свои административные задачи, а не ехал верхом на бизнесе.

Дальнейшее восстановление дорожного хозяйства и инфраструктуры - важное направление. Мы ускоряем инфраструктурные проекты, включая больницы, школы, газопроводы и водопроводы.

Мы также должны привлекать стратегических инвесторов, которые могли бы дать толчок развитию смежных производств и обеспечить рост занятости. Ведутся переговоры с несколькими компаниями, которые планируют инвестировать в республику, и существуют шансы того, что в ближайшие несколько месяцев 2-3 международные компании откроют производство в Молдове, что позволит создать тысячи рабочих мест.

"И.": - Многие политологи прогнозируют, что после Вильнюсского саммита разразится новый политический кризис, который приведет к развалу проевропейской коалиции и отставке правительства. На ваш взгляд, существуют такие риски?

Ю.Л.- Эти риски преувеличены. Я уже упоминал, партнеры по коалиции настроены на конструктивную работу ради модернизации страны. Никто не будет срывать нашу программу европейского развития ради сомнительных и краткосрочных позиционных преимуществ.

Но я не устану повторять - чудес не бывает. ЕС - не кисельные берега. Это система, открывающая огромные возможности. В ней заложены все стимулы для реализации потенциала каждого индивидуума. А формула успеха в ней - это упорный труд и уверенность в себе.

Что касается Вильнюса, после подписания этих договоров, которое запланировано на следующий год, у нас будет стабильная система торговли. Вырастет конкурентоспособность молдавских товаров и инвестиционная привлекательность страны. Реформирование институтов и гармонизации стандартов с ЕС пойдет быстрее.

Мне искренне жаль, что оппозиция оболгала ту программу модернизации, которая представляет собой единственный достойный путь развития для страны, и раздувает ничем не обоснованную истерию. Задача ясна - раздуть кризис, вызвать искусственный хаос и анархию в стране. Но это не удастся.

"И.": - Как бы Вы охарактеризовали двусторонние экономические и политические связи с основными партнерами - США, ЕС, Украиной, Россией?

Ю.Л. - Отношения ровные и стабильные, в первую очередь потому, что мы не противопоставляем европейскую модель развития отношениям с партнерами. Мы - площадка сотрудничества, а не противостояния, и наше участие в рынках и Запада, и Востока дает нам дополнительные конкурентные преимущества. Молдова традиционно известна своей открытостью. В 2013 г. выросли объемы нашего экспорта на большинство основных рынков. За первые восемь месяцев экспорт в ЕС вырос на 9,5%, в Россию - на 4,8%, в Украину - на 16,3% и в США - на 1,2%. Но существует много незадействованного потенциала в плане привлечения инвестиций из этих стран. В особенности это касается технологических инвестиций, которые крайне важны для Молдовы и которые позволят сократить наше технологическое отставание.

Пройден серьезный политический кризис, который сказался на ходе реформ. Но все мы осознали, что речь идет об экзистенциальных вещах - преодолении противоречий во имя интересов страны. Это больше и весомей, чем любые партийные интересы. Рад, что удалось преодолеть этот сложный этап и сконцентрироваться на проекте модернизации Молдовы. Нынешняя здоровая обстановка как раз говорит о понимании важности стоящих перед нами задач.

Кроме того, работа коалиционного правительства стала более слаженной, поскольку уже есть определенная предыстория, понимание механизмов. Мы стараемся предупреждать возможные разногласия, а не доводить их до крайней точки.

"И.": - На ваш взгляд, насколько корректно, транспарентно и законно была осуществлена эмиссия в Banca de Economii, в результате которого доля государства снизилась с 56,13% до 33,66%?

Ю.Л. - На эту тему столько спекуляций и домыслов! Тут есть две стороны проблемы. Первая - это как банк оказался на грани банкротства. Здесь предстоит основательно разобраться, и предпринять соответствующие действия, в основном процессуального характера.

Вторая проблема - банк необходимо было спасать. Он мог рухнуть, и тогда это означало бы потерю пенсий, зарплат, социальную турбулентность. То есть, существовал риск того, что плохое управление банком могло быть переложено на плечи граждан, и государству пришлось бы вмешаться, что неминуемо означало бы расходование бюджетных средств. Бюджет не смог бы обеспечить необходимый объем инвестиций. Поэтому единственным выходом было привлечение частного капитала.

Решение, которое было принято, не совершенное, но оно решило проблему. Миллиард леев инвестиций позволил капитализировать банк, и он возвращается обратно в стабильное состояние. Блокирующий пакет, который остался во владении государства, вырастет в цене. Самое главное - что нам удалось выйти из этой ситуации без потрясений для граждан.

"И.": - Как Вы лично относитесь к рекомендации МВФ, суть которой в том, чтобы у государства не было активов в банковском секторе, который способен решать возложенные на него задачи?

Ю.Л. -Мои экономические взгляды схожи. Я считаю, что государство должно давать развиваться частной инициативе в тех секторах, где существует конкуренция и капитал. Полагаю, что в банковском секторе частные владельцы способны обеспечить эффективные и качественные услуги. Не думаю, что государство - самый эффективный владелец. Частный сектор справится с этой задачей намного лучше.

"И.": - Насколько оправдано решение о концессии Кишиневского аэропорта, который приносил неплохую прибыль в государственный бюджет?

Ю.Л. - Аэропорт не приносил прибыли. Он нуждается в срочных инвестициях и модернизации. Только так он сможет оказывать качественные, доступные и, самое главное, безопасные услуги. Можно, конечно, оставить аэропорт во владении государства, без модернизации или надежной системы безопасности. Но тогда останется лишь ждать, когда произойдет неизбежное, и расплата за такую недальновидность - вопрос времени.

Аэропорту безотлагательно нужны инвестиции. Без них не будет ни безопасности, ни качества, ни доступности услуг. Из бюджета такие инвестиции осуществить невозможно. Аэропорт необходимо было передавать в частное управление, поскольку это на сегодняшний день самый эффективный механизм управления собственностью. По этим причинам, полагаю, что решение о концессии аэропорта было правильным. Аэропорт будет современным и доступным, а за выполнением инвестиционных обязательств будет вестись тщательный контроль.

"И.": - Успехов вам. Спасибо за интервью.
0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

К чему приведет решение объединить физику, химию и биологию в один школьный предмет?