Президент новостей: 3997

Астрономы получили полное изображение гигантского выброса из черной дыры

28 дек. 2021, 20:00   Наука и IT

Австралийские и американские астрономы получили самое полное изображение в радиодиапазоне гигантского выброса из одной из ближайших к Земле сверхмассивных черных дыр.

Эта черная дыра расположена в центре галактики Центавр A, находящейся на расстоянии 12 млн световых лет от Солнца, однако при наблюдениях с Земли весь этот выброс простирается на 8°, что сопоставимо с диаметрами 16 полных лун. Соответствующая статья опубликована на сайте Nature Astronomy, передает Noi.md со ссылкой на point.md.

Черная дыра поглощает падающий на нее газ, закручивающийся в процессе падения в аккреционный диск. Часть этого материала выбрасывается наружу в виде джетов-струй со скоростью, близкой к скорости света, образуя вокруг галактики пузырящиеся структуры, вырастающие на протяжении сотен миллионов лет. Изображения были получены с помощью австралийского массива радиотелескопов Murchison Widefield Array (MWA). Это часть будущей системы Square Kilometer Array (SKA), которая будет частично располагаться на территории Западной Австралии, а частично — в ЮАР и ряде других мест Южного полушария.

Ведущий автор статьи Бенджамин Маккинли из Международного центра радиоастрономических исследований (ICRAR) указывает на то, что полученное изображение позволяет увидеть новые впечатляющие детали в окрестностях радиогалактики: «Мощные джеты выносят часть поглощенного черной дырой материала обратно в космос, простираясь на расстояния, вероятно, превышающие миллион световых лет. Предыдущие радионаблюдения не могли справиться с чрезмерной яркостью этих джетов, и детали более обширной области, окружающей галактику, были искажены, однако наше новое изображение преодолевает эти ограничения. В этом исследовании мы смогли объединить радионаблюдения с оптическими и рентгеновскими данными, что позволяет нам лучше понять физику сверхмассивных черных дыр».

Центавр A — ближайшая к Млечному Пути радиогалактика, она находится в созвездии Центавра. Это линзовидная галактика типа S0 с ярким центральным балджем-выпуклостью и характерным полярным кольцом без спиральных рукавов. По наблюдаемой в видимом свете яркости она занимает в земном небе лишь пятое место, уступая Магеллановым Облакам, туманности Андромеды и галактике Треугольника.