X 
Выборы в Молдове новостей: 4960
Приднестровье новостей: 1445
Президент новостей: 4066

Дьяков: «Генрокуратура почти не борется с коррупцией»

15 сен. 2015, 10:15   Политика
3059 1

Фото: actualitati.md

В понедельник, 14 сентября, выступая на пресс-конференции, главный прокурор Кишинева Иван Дьяков призвал высшее руководство страны «не испытывать терпение народа» и начать борьбу с коррупцией с самих прокуроров.

По словам прокурора Кишинева, выйти к прессе его заставили факты неоднократного игнорирования его многочисленных отчетов, отправленных как в адрес генпрокурора Корнелиу Гурина, так и в адрес нескольких депутатов парламента и президента Молдовы Николае Тимофти.

«Последние пять лет генпрокурор узурпировал власть и управляет подчиненной ему структурой самостоятельно. Не работает коллегия прокуроров, которая должна влиять на принятие решений в Генпрокуратуре. Существует в виде ширмы Высший совет прокуроров, который не может участвовать в управлении ведомством», - заявил Дьяков на пресс-конференции.

По его мнению, концепция о реформировании Генеральной прокуратуры принималась не для улучшения работы ведомства, а для концентрирования власти в одних руках.

«Вместо того, чтобы предоставить полномочия по руководству расследованиями громких преступлений начальникам районных прокуратур, авторы реформы ведомства, среди которых был и представитель Евросоюза, решили создать центр принятия решений в одних руках, в Генпрокуратуре. А что предпринимает Генеральная прокуратура чтобы противостоять коррупции на высшем уровне? Ничего или почти ничего. Последние 15 лет почти не анализируется общая криминогенная ситуация в стране, не планируется работа по противодействию и предотвращению коррупции, отсутствует государственная стратегия», - обращает внимание Дьяков.

Главный прокурор Кишинева убежден, что «только в бедной стране, какой и является Республика Молдова, где законы не исполняются или исполняются с большими нарушениями, где коррупция глубоко проникла во все структуры, включительно в структуры власти Молдовы, должность генерального прокурора приобретает абсолютную значимость в обществе».

«Этот феномен (значимости генпрокурора – прим. «Панорамы») появился с тех пор, с каких избранники народа посчитали, что должность депутата – это бизнес-должность», – заявил Ион Дьяков.

Прокурор сожалеет, что при утверждении законопроекта о реформировании Генпрокуратуры в первом чтении «90%, голосовавших за него, его даже не читали».

Вместо того, чтобы проводить непродуманные реформы, нам предлагают прокуроров из-за рубежа. Дьяков сообщил, что подробный анализ некоторых аспектов коррупции в прокуратуре он недавно отправил президенту Николае Тимофти. Согласно письму Дьякова, попавшему и в распоряжение «Панорамы», прокурор Кишинева сообщил главе государства, что «предложение назначить иностранного генпрокурора, выдвинуто политиком из РМ, с целью продвижения и назначения на эту важную государственную должность Виржинижуса Сабутиса, который приблизительно пять лет занимал должность советника генерального прокурора РМ в составе миссии ЕС по политическим публичным советникам для Республики Молдова».

«Будучи пять лет плечом к плечу с генпрокурором РМ, изучая изнутри все негативные процессы, которые происходили в работе прокуроров, включая факты покрывательства событий 7 апреля, охоты в Pădurea Domnească, разрушения банковской системы государства, этот представитель ЕС (Сабутис – прим. «Панорамы»), по неизвестным причинам не предпринял ничего, не проинформировал общество, став таким образом соучастником этих фактов», - говорится в письме Дьякова в адрес Тимофти.

Автор документа сожалеет, что «сегодня звание прокурора, которым 25-30 лет назад можно было только городиться, и его авторитет, в результате влияния политического фактора на прокуроров в общем и генерального прокурора в особенности, вмешательство в сомнительную деятельность прокуроров, исполнение политических заказов, покрывательство на высоком уровне, привело к неминуемой ситуации, при которой представители прокуратуры воспринимаются как коррумпированные люди».

«Это привело к такому уровню дискредитации профессии прокурора, что нам хотят привлечь прокуроров из-за рубежа. Я считаю это унижением всех прокуроров Молдовы и себя лично», - сообщает Дьяков в письме.

Прокурор Кишинева напоминает президенту, что о тема коррупции в прокуратуре всерьез поднималась…еще в 2001 году, в первый год прихода коммунистов к власти.

«На одном из заседаний координационного совета по борьбе с криминалитетом, созданного при примэрии Кишинева, я представил рапорт, в котором поднял проблему борьбы с коррупцией, которая, если сравним с сегодняшним днем, была только в зародыше. Я заявил со всей ответственностью, что борьба с коррупцией должна начинаться с прокуратуры, с наведения порядка в рядах прокуроров и лишь затем нужно приступать к очищению общества», - пишет Ион Дьяков, выразив сожаление, что тогда его выступление о коррупции не показал ни один телеканал, поскольку руководство страны предпочло замолчать тему.

«В 2000-х, о коррупции в прокуратуре знали только люди с опытом. Прокуроры тогда не имели ни шикарных домов, ни машин. И сегодня, чтобы победить коррупцию среди прокуроров, необходимо за месяц в отношении 5-6 прокуроров, о которых в наших кругах известно, что они коррумпированы, начать уголовное преследование, арестовать их и как можно скорее отправить дела в суд. И еще 5-10 прокуроров вызвать, чтобы поставили свои удостоверения прокуроров на стол и уходили из прокуратуры», - считает Дьяков.

Прокурор Кишинева также напомнил главе государства, как в августе-сентябре 2013 года после того, как он объявил о фактах коррупции своего заместителя, а также некоторых судей, генпрокурор «взял под защиту коррумпированного прокурора». Дьяков уверяет, что после разоблачений преступной сети в Генпрокуратуре решили свести с ним счеты, а потому уже в первой половине 2014 года генпрокурор заявил о начале плановых проверок работы прокуратуры мун. Кишинев.

«Я это воспринял как предупреждение, попытку меня запугать и поставить на место», - пишет глава столичной прокуратуры президенту.

В ответ главный прокурор столицы уточняет, что представил генпрокурору отчет, в котором содержался анализ фактов коррупции со стороны зампрокурора Кишинева, в том числе назвал и суммы получаемых заместителем взяток по уголовным делам, которые достигали 2 млн. евро, хотя эта «информация скрывалась генпрокуратурой с 2010 года».

«В результате, тотальная проверка прокуратуры мун. Кишинев, запланированный Генпрокуратурой, так и не был проведен, что считаю уникальным случаем в моей 35-летней профессиональной практике. Этот факт подтверждает мои предположения и моих коллег, что было запланировано сведение счетов за критику, чтобы защитить полностью коррумпированного прокурора», - пишет Дьяков.

Свой диалог с генпрокурором о коррупции прокурор Кишинева описывает так.

«Я настаивал, чтобы господин Герасименко (заместитель прокурора Кишинева – прим. «Панорамы») был привлечен к уголовной ответственности, поскольку он коррумпирован. Он берет взятки, имеет дом, автомобили, два супер-маркета, автосервис, незадекларированные киоски. Очень спокойно, генеральный прокурор мне ответил: «Все коррумпированные» и предложил взять к себе на работу его первого заместителя, Анюрея Пынтя», - повествует Дьяков в своем письме Тимофти.

«Год назад, не понимаю на основании какого закона или мотива, В.Герасименко был назначен заместителем прокурора сектора Чеканы, но до сих пор принимает зарплату заместителя прокурора муниципия Кишинева, а я поставлен в ситуацию когда вынужден выполнять его объем работы. Эта практика защиты коррумпированных прокуроров не нова в Генеральной прокуратуре», - сожалеет Дьяков.

По данным прокурора Кишинева, в начале 2000-х прокурор Пынтя был чрезвычайно бедным прокурором, а теперь у него «несколько участков земли, два дома. Три квартиры, четыре автомобиля, два раза в год он ездит на отдых за границу».

Также Дьяков уточнил, что год назад, бывший заместителя генпрокурора Пынтя, «зная о решении ВСП, запрещающее отправку дела в РФ в отношении Григоре Карамалака, отправил его уголовное дело в Россию с тем, чтобы за короткое время его (дело – прим. «Панорамы») прекратили. По неофициальной информации, за прекращение дела и исключения из Интерпола, был заплачен более 1 млн. евро».

«Исходя из полученного опыта, считаю, что Высший совет безопасности не должен допускать очернения должности Генпрокурора, но для предотвращения насилия со стороны протестующих нужно проводить изменения в прокуратуре, включительно в Генеральной прокуратуре», - уверен Дьяков.

Самыми подходящими на должность генпрокурора Иван Дьяков считает Станислава Павловского, Александра Стояногло, Игоря Сербинова, Георге Ногай, Андрея Нэстасе или Иона Викола.

«Невозможно добиться позитивных результатов в борьбе с коррупцией когда эта обязанность узурпирована генеральным прокурором. Нужно изменить нынешнее законодательство так, чтобы полномочия по открытию уголовных дел в отношении прокуроров и судей не было исключительным правом генпрокурора, но и районных прокуроров», - отмечает Дьяков в письме Тимофти.

Прокурор Кишинева убежден, что «не нужно испытывать терпение народа, который вышел на площадь выдвигая конституционное право на достойную жизнь, будучи брошенным в бедность, генерированную коррупцией в юстиции и в верхах государственной власти».

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

К чему приведут поправки в Уголовный кодекс, расширяющие понятие государственной измены?