Приднестровье новостей: 1381
Война в Украине новостей: 5303
Евровидение новостей: 503
Президент новостей: 3997

В каком направлении растворяются деньги экофондов?

21 фев. 2013, 9:59   Экономика
5237 2
Фото: agroinfo.ro
В Молдове действует целый ряд специализированных фондов, средства которых предназначены вроде бы для благих целей. Однако все чаще достоянием гласности становятся случаи, когда деньги тратятся не по назначению, а то и открыто разворовываются. Прежде всего, их используют для легкого и быстрого обогащения лиц, приближенных к власти. Но даже если финансирование происходит в целевых рамках, в распределении средств практически всегда присутствует политическая составляющая. Одним из ярких примеров является Национальный экологический фонд (НЭФ), который ежегодно оперирует суммами, превышающими 200 млн леев. При этом деньги зачастую выделяются для проектов, которые не входят в компетенцию этой структуры. А возведение крупных природоохранных объектов, столь необходимых для защиты окружающей среды, откладывается на неопределенный период.

*«Водопровод в обмен на голоса»

Закон об охране окружающей среды различает Национальный экологический фонд и местные экофонды, не менее 70% средств которых могут быть направлены только на предупреждение и борьбу с загрязнением среды, восстановление ее состояния и ликвидацию последствий. Основным источником образования экофондов является плата за загрязнение окружающей среды. В числе других источников – штрафы за нарушение экологического законодательства и возмещения за причиненный среде ущерб. Фонды также пополняются с помощью добровольных пожертвований, взносов и доходов от продажи конфискованной продукции, полученной в результате незаконной эксплуатации флоры и фауны. Средства накапливаются на специальных счетах и распределяются следующим образом: 30% - в Национальный экологический фонд, 70% - в местный экологический фонд.

В законе перечислены восемь видов деятельности, на которые могут расходоваться деньги экофондов. Это ограниченный перечень, который не может быть расширен ни под какими предлогами. В него включены разработка и выполнение программ по охране среды и восстановлению экосистем, проведение научных исследований в этой области, повышение квалификации специалистов, пропаганда экологических знаний, международное сотрудничество. Кроме того, на средства фонда могут быть приобретены аппаратура, оборудование и реактивы для профильных лабораторий. Допускается премирование персонала за реальные заслуги – в пределах 5% средств экологических фондов. По мнению экспертов, поле для нецелевого использования средств и коррупционного поведения достаточно широкое. Но есть еще одно направление деятельности, содержащее риск крупных манипуляций с денежными средствами, которое было пролоббировано заинтересованными лицами два года назад.

После внесения поправок в закон, с апреля 2011 года, экофонды получили право финансировать строительство и реконструкцию объектов охраны среды, в том числе дамб, гидротехнических и мелиоративных систем. Под прикрытием этой нормы сейчас львиная доля денег направляется на обеспечение водой населенных пунктов. По мнению ряда экспертов, финансирование осуществляется избирательно и является неприкрытым подкупом электората по принципу «водопровод в обмен на голоса». Только в 2010-2012 гг. к системе водоснабжения и канализации при поддержке НЭФ были подключены 130 тыс. домохозяйств. Но известно, что обеспечение водопроводами входит в компетенцию не природоохранных органов, а Министерства строительства и регионального развития. Закон в этом плане категоричен и допускает направление не менее двух третей средств фонда исключительно на противостояние загрязнению окружающей среды и ее восстановление. Что вполне логично, ведь порядка 80% поступлений в экофонды – это платежи за загрязнение окружающей среды, а точнее акциз на топливо. Однако данное правило повсеместно нарушается.

* «Пальма первенства» - у либералов

Много вопросов вызывает и процедура выделения денег, которые покидают фонд по решению его административного совета. В основу этого решения ложатся обращения властных структур, местных администраций или общественных организаций. Таким образом, доступ к финансированию открывается, в первую очередь, тем, кто найдет общий язык с административным советом фонда. Эта структура уполномочена решать все ключевые вопросы, связанные с расходованием накопленных средств. НЭФ управляется советом, состоящим из семи человек, представляющих различные министерства и ведомства, а также неправительственный сектор. «Пальма первенства» в нем принадлежит Либеральной партии. Председателем НЭФ является министр окружающей среды, член ЛП Георге Шалару, а вице-председателем – заместитель министра.

В местных экологических фондах расклад сил зачастую зависит от того, какой партии принадлежат ключевые должности на местах. Административный совет состоит из пяти человек. В него входят директор экологической инспекции (председатель), заместитель главы района или вице-примар муниципия (вице-председатель), районный или муниципальный советник, отвечающий за охрану окружающей среды, сотрудник местного центра превентивной медицины и представитель гражданского общества. Система изначально построена таким образом, что создает почву для масштабных злоупотреблений и безнаказанности. Ревизоры Счетной палаты, регулярно констатирующие широкий спектр нарушений, только разводят руками. Несовершенство и размытость законов позволяет лицам, вовлеченным в процесс распределения денег, увиливать от ответственности.

* О, Рио-Рио!

«Посмотрите, насколько загрязнено все вокруг, - отмечает один из наших экспертов.- Какие крупные природоохранные объекты были построены за счет средств фонда? Может быть, очистные сооружения на Днестре, которые сбрасывают неочищенные воды прямо в реку? По этому поводу украинская сторона не раз выражала свое недовольство. Поскольку деньги из фонда, как правило, выделяются в виде грантов, они чаще всего перераспределяются между своими. На протяжении последних лет суммы этих грантов давно перевалили за миллион леев. К примеру, одному физическому лицу из Криулянского района выделили 1,75 млн леев на посадку орехового сада, приобретение трактора, установки для полива и т.д. Иными словами, получатель гранта сразу стал на ноги, превратившись в состоятельного человека. В прессе неоднократно упоминались еще более показательные случаи. Так, НЭФ в 2012 году перечислил общественной организации из Чимишлии, аффилированной сыну министра, грант в размере 1,5 млн леев. Эти деньги не подлежат возврату и не облагаются налогом. В то же время 258 тыс. леев получила другая чимишлийская организация, которой руководит родственник министра окружающей среды».

Как выяснил корреспондент «КО», организация «EcoCim», получившая 1,5 млн леев, была зарегистрирована Минюстом в конце ноября 2009 г., то есть спустя два месяца после назначения Шалару на должность министра. Выделенные средства были предназначены для «организации процесса национальной подготовки к продвижению принципов долгосрочного развития и для участия в конференции ООН по долгосрочному развитию RIO + 20», которая состоялась минувшим летом в Бразилии. «EcoCim» выступила в качестве организатора поездки министра и руководимой им делегации на конференцию в Рио-де-Жанейро. Известно также, что сын Шалару был назначен членом электорального совета Чимишлийского избирательного округа № 11 на местных выборах в июне 2011 г. от Либеральной партии. В настоящее время организацией «EcoCim» руководит Андрей Присэкару, который является председателем молодежной организации ЛП в Чимишлийском районе. Вряд ли все эти обстоятельства нуждаются в комментариях.

*Миллионы на «чистую Молдову»

В общей сложности, по подсчетам экспертов, со стороны природоохранных структур было перечислено порядка 20 млн леев компаниям, аффилированным родственникам министра Георге Шалару. Большая часть денег выделена под реализацию различных проектов, связанных с экологией. Есть и другие весьма показательные денежные транши, к примеру, финансирование радиостанции «Vocea Basarabiei», близкой к Либеральной партии. Во главе этого масс-медиа, известного своей праворадикальной вещательной политикой и пропагандой унионистских идей, стоит депутат от ЛП Валериу Сахарняну. Радиостанция получила 154 тыс. леев за «информирование и экологическое воспитание населения РМ в радиопередачах».

Вместе с тем, структуры, возглавляемые бывшим вице-министром окружающей среды Александром Жолондковским, получили из экофонда более 3 млн леев. Это Бюро по борьбе с последствиями глобальных изменений климата, Ассоциация переработчиков отходов и Союз по утилизации отходов «За чистую Молдову». Последняя организация стала обладателем самой крупной суммы – 2,4 млн леев под «внедрение и расширение интегрированной системы сбора и переработки упаковочных отходов (в том числе бумаги, картона, пленки)». Известно, что на учредительном съезде организации присутствовал и министр Шалару. А сам Жолондковский в период получения средств фигурировал в составе административного совета НЭФ в качестве представителя Министерства сельского хозяйства и пищевой промышленности. Но даже очевидный конфликт интересов не удержал заинтересованных лиц от соблазна запустить руку в экологическую «кормушку».

Виктор Петрович


0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

© Бизнес

К какому этносу вы себя относите?