Президент новостей: 3996

Даже короткие полеты в космос вызывают клеточные мутации, которые могут привести к раку и сердечным заболеваниям

7 сен. 2022, 6:00   Наука и IT
1975 0

Космический полет может быть опасным — и не только потому, что астронавты вынуждены находиться в постоянном мощном взрыве для своего выхода на орбиту.

Его долгосрочное воздействие на организм человека становится все более очевидным, и до сих пор ни один из ответов не был хорошим. Теперь новое исследование из Медицинской больницы Маунт-Синай показало, что даже во время относительно коротких космических полетов астронавты страдают от потенциально опасных мутаций DNS.

Исследование, опубликованное в августовском номере журнала <em>Биология связи с природой,</em> был проведен на 14 астронавтах, которые летали на шаттлах с 1998 по 2001 год. У этих астронавтов, подавляющее большинство из которых были мужчины, средний возраст которых составлял 42 года, брали кровь перед полетами на шаттлах, а затем снова сразу после них. Ученые использовали эти образцы крови в течение последних двадцати лет, и это новое исследование использует их и значительно улучшенную технологию секвенирования ДНК, которую нам принесли предыдущие два десятилетия.

То, что исследователи обнаружили в этих старых образцах крови, известно как соматические мутации в кроветворной системе, где образуются клетки крови. Соматические мутации — это мутации, которые происходят с человеком в течение жизни, но не влияют на его яйцеклетки или сперматозоиды, то есть они не передаются следующему поколению. В данном конкретном случае обнаруженные ими мутации были связаны с нарушением, называемым клональным гематопоэзом (КГ), когда большее количество клеток крови происходит от одного конкретного клона.

Это не обязательно является причиной для немедленной тревоги — на самом деле, СН обычно не имеет связанных с ней симптомов. Однако это указывает на повышенный фактор риска сердечно-сосудистых заболеваний и рака крови.

А соматические мутации, обнаруженные исследователями в ДНК астронавта, были аналогичны мутациям, вызванным ультрафиолетовым излучением или определенными химическими веществами.

Еще более тревожно то, что наиболее часто изменяемый ген отвечал за выработку белка, подавляющего опухоль, и обычно связан с острым миелоидным лейкозом. Однако даже это изменение было ниже стандартного порога, который врачи используют для диагностики СН.

Однако эти астронавты находились в космосе в среднем всего 12 дней. Более длительные миссии, такие как полеты на Марс или даже постоянная база на Луне, могут привести к гораздо более разрушительным последствиям, которые еще предстоит изучить. Уже было проведено множество исследований Марка и Скотта Келли, двух астронавтов-близнецов, которые действовали как контролируемая пара для изучения влияния микрогравитации и космического полета на организм человека. Эффекты не кажутся хорошими.