Выборы в Молдове новостей: 4978
Президент новостей: 4064

Астрономы впервые наблюдают пробуждение сверхмассивной черной дыры в галактике

19 июн. 23:31   Наука и IT

Астрономы впервые зафиксировали пробуждение сверхмассивной черной дыры в галактике SDSS1335+0728, которая до этого момента не проявляла активности. Появившиеся данные помогут в поисках других "спящих" черных дыр.

Международная группа астрономов впервые проследила за изменениями яркости и спектра излучения близлежащей галактики SDSS1335+0728 после того, как в ней в 2019 году активизировалась сверхмассивная черная дыра, ранее не проявлявшая признаков активности. Полученные результаты помогут искать другие примеры недавно пробудившихся черных дыр, сообщает Европейская южная обсерватория (ESO).

Начиная с декабря 2019 года, яркость этой галактики в ультрафиолетовом, оптическом и инфракрасном диапазонах стремительно возрастала. Наиболее вероятное объяснение этому феномену заключается в том, что ядро галактики перешло в активный режим. Если это так, то ученые впервые стали свидетелями пробуждения сверхмассивной черной дыры, отмечает научный сотрудник Университета Вальпараисо Лорена Эрнандес-Гарсия.

Исследователи сделали это открытие, наблюдая за близкой к Земле галактикой SDSS1335+0728, расположенной в созвездии Девы на расстоянии около 330 миллионов световых лет. До недавнего времени этот относительно небольшой эллиптический объект не привлекал внимания астрономов и не проявлял видимых признаков активности. Однако в декабре 2019 года установка ZTF в Паломарской обсерватории зафиксировала резкие изменения в яркости свечения SDSS1335+0728.

Дальнейшие наблюдения с помощью наземных телескопов и космического телескопа Swift выявили свидетельства того, что эти изменения могли быть вызваны пробуждением сверхмассивной черной дыры в центре галактики. В частности, яркость SDSS1335+0728 в ультрафиолетовой части спектра выросла примерно в четыре раза с начала XXI века, при этом она стала вдвое более яркой в инфракрасном диапазоне. Кроме того, в структуре спектра излучения галактики были обнаружены особенности, указывающие на то, что источником ее необычно яркого свечения является очень компактный точечный объект.

Последующий анализ изменений в характере свечения показал, что сверхмассивная черная дыра в центре SDSS1335+0728 имеет относительно небольшие размеры — она превосходит Солнце по массе в несколько миллионов раз. Это делает ее особенно интересной для дальнейших наблюдений, поскольку схожей массой и размерами обладает Sgr A*, «спящая» сверхмассивная черная дыра в центре Млечного Пути. Наблюдения за SDSS1335+0728 помогут ученым понять, как может измениться структура и облик нашей галактики.