Приднестровье новостей: 1423
Война в Украине новостей: 6173
Евровидение новостей: 508
Президент новостей: 4002

Шпионский креатив Кишинёва: “Это далеко не финал”

5 июн. 2017, 9:58   Политика
27355 19

Ксения Флоря

Во вторник, 6 июня, президент Игорь Додон созывает заседание Высшего совета безопасности из-за выдворения пяти российских дипломатов.

Ожидается жёсткий разговор и не менее жёсткие заявления, в духе уже сделанных президентом “Что, совсем страх потеряли?” или “Рано или поздно вы ответите за всё, что сделали!”. Хотя понятно, что директор СИБа Михай Балан (чьи докладные записки легли в основу “шпионского” скандала) и министр иностранных дел Андрей Галбур (чьей отставки в конце прошлой недели потребовала фракция ПСРМ “из-за негативных тенденций, связанных с реализацией внешней политики”) являются всего лишь исполнителями. Решение о выдворении российских дипломатов принималось совершенно на другом уровне, и совершенно по другим причинам, нежели официально объявленная “шпионская деятельность”.

Политический шантаж

“Помните, в начале мая, когда мы обсуждали решение парламента о совмещении двух праздников - Дня Победы и Дня Европы, я говорил, что это провокация, направленная против России с совершенно определённой целью, что это политический шантаж, и что наши власти на этом не успокоятся и последуют новые провокации, потому что им нужно как-то разрулить крайне сложную ситуацию, сложившуюся у некоторых молдавских влиятельных лиц в Москве, - заявил один из наших источников, попросивших не называть его имени. – Предпринятые властями действия это подтвердили. За прошедший месяц Конституционный суд объявил, что Россия – страна-оккупант, поработившая Приднестровье, пять российских дипломатов были объявлены персонами «нон-грата», а в кишинёвском аэропорту был задержан и депортирован из страны представитель правительства России, направлявшийся в Приднестровье”.

Наш собеседник настаивает: тактику политического шантажа официальный Кишинёв использует для того, чтобы принудить Кремль к диалогу и решить определённые проблемы ряда молдавских влиятельных лиц. Надежды на то, что через избрание Игоря Додона президентом они обеспечат себе “потепление” на “восточном фронте” провалились. Более того, дела пошли ещё хуже.


Планировалось, что Игорь Додон на посту президента станет посредником в диалоге с Москвой. Однако вместо “посредничества” он стал активно зарабатывать политические очки исключительно для себя и своей бывшей партии – ПСРМ. После встреч Додона с Путиным Россия приняла решение об амнистии для молдавских трудовых мигрантов, «Роспотребнадзор» разрешил импорт 20 видов молдавских вин, вырос товарооборот между нашими странами: в первом квартале 2017 г. рост молдавского экспорта в Россию составил 42% (экспорт вина увеличился почти в 5 раз, яблок – в 7 раз).

За сравнительно небольшой промежуток времени Игорь Додон трижды встречался с Владимиром Путиным. Молдавский президент был единственным главой иностранного государства, присутствовавшим в Москве на Параде Победы 9 мая и стоявшим рядом с российским руководителем. Как отмечает старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований Института экономики РАН Андрей Девятков, “очевидно, что Владимир Путин взял молдавское направление под личный контроль, и теперь для России важно вытянуть президента Додона и его Партию социалистов до такого уровня, чтобы в Молдове они могли принимать какие-то стратегические решения и не так сильно зависели от правящего парламентского большинства”.

Продолжение следует?

В этих условиях, раздув дипломатический скандал, причем сделав это грубо и обидно (о высылке российских дипломатов Игорь Додон узнал не от МИДЕИ, а от своего соратника – посла РМ в Российской Федерации Андрея Негуцы), нынешнее руководство страны продемонстрировало Кремлю, кто истинный хозяин в молдавском доме, и насколько на самом деле ограничены полномочия и влияние президента Республики Молдова. Это был сигнал Москве – вы не с тем разговариваете.

“Обратите внимание на то, когда наши власти спровоцировали “шпионский” скандал, - отмечает наш источник. - Не в марте, когда по делу о шпионаже и измене Родине был задержан экс-депутат Юрий Болбочану, и Генпрокуратура объявила, что он поддерживал контакты и передавал некую информацию помощнику военного атташе посольства РФ в Молдове Александру Грудину, которого сейчас выслали из Молдовы в составе “шпионской” пятёрки. Грудин и остальные российские “шпионы” были объявлены персонами «нон-грата» накануне очередного визита Игоря Додона в Российскую Федерацию.

Молдавский президент собирался на экономический форум в Санкт-Петербурге, где у него была запланирована новая встреча с Владимиром Путиным. То есть, идёт определённое перетягивание каната, руководство ДПМ не оставляет попыток принудить Россию к диалогу по интересующей его “повестке”. Поэтому нынешний, так называемый “дипломатический скандал”, – это ещё далеко не финал. Определённым влиятельным лицам в Молдове обязательно нужно решить свои проблемы и договориться с Москвой до парламентских выборов. Так что провокации продолжатся.

Что это может быть? Гамма подобных действий широка, можно придумать всё, что угодно – закрыть российские радиостанции, запретить российские каналы или определённые программы в рамках борьбы с пресловутой российской пропагандой, что-то найти у агентства Sputnik, которое недавно Макрон, а до этого, кажется, в США, назвали “органом лживой российской пропаганды”. Возможностей для подобного “креатива” много, важно одно – это продолжится”.

Геополитический парадокс

“Игорь Додон победил на президентских выборах, благодаря пророссийским лозунгам, и именно в период его президентства мы достигли самого низкого уровня отношений с Российской Федерацией”, - заявил noi.md политолог Алексей Тулбуре.

То, что отношения Москвы и Кишинёва впервые за 25 лет оказались на краю пропасти, был вынужден констатировать и сам президент Молдовы, которому пришлось просить российское руководство в ответ на дипломатический скандал не применять в отношении РМ радикальных мер социального и экономического характера. По словам Алексея Тулбуре, Игорь Додон в нынешних условиях является даже не объектом, а элементом в той политической игре, которую ведёт фактическое руководство ДПМ.

“Оно пытается сохранить свою власть на фоне геополитического противостояния России и Запада, - говорит политолог. - А так как это делать всё труднее, приходится повышать ставки. На Западе прекрасно знают, с кем им приходится иметь дело в Молдове, и что на самом деле стоит за всеми этими разговорами о “реформах”, которые якобы проводятся у нас в стране на деньги внешних партнёров. Молдавским властям с каждым разом всё труднее подтверждать свою “прозападность” и “европейскость”. Поэтому, чтобы доказать, что мы ваши, «буржуинские», официальный Кишинёв и идёт на такие меры, на которые бы не решился пойти ещё несколько лет назад. Ну а президент Додон со своей пророссийской риторикой, призывами отказаться от Соглашения об ассоциации с Евросоюзом и прочими напрягающими западных партнёров заявлениями в этой игре выглядит этакой страшилкой для Запада”.

Нынешний дипломатический скандал между Молдовой и Россией, по мнению собеседника, в очередной раз продемонстрировал, что президент в нашей стране – “политически абсолютно бесполномочный человек”. Это, в принципе, было очевидным еще после решения Конституционного суда от 4 марта 2016 г. о возвращении к всенародным президентским выборам: всенародные выборы вернули, а полномочия главы государства не то, что оставили прежними, а даже ещё больше урезали.

Функции президента в нашей стране – в основном, чисто протокольные. Поэтому как-то реально влиять на ситуацию глава государства может лишь при одном условии – если станет элементом оппозиционного движения, - считает Алексей Тулбуре. - В этом случае, опираясь на возмущение народа и те малые возможности, которыми располагает, он мог бы стать серьёзным политическим фактором для возвращения страны к нормальным демократическим процедурам. Однако Игорь Додон от этого пути отказался, решив сотрудничать с нынешней властью. Поэтому сколько бы президент не устраивал заседаний Совбеза, как бы ни стучал кулаком по столу и ни грозил чиновникам наказаниями, всё это не даст никакого эффекта. Отказавшись от антиолигархической борьбы, президент идеально вписался в ту роль, которую для него определили. И в нынешней ситуации с обострением отношений с Москвой он говорит и действует именно так, как от него и ожидают”.

Что же касается реакции Москвы на дипломатический скандал, спровоцированный Кишинёвом, то она, по мнению бывшего постпреда РМ в Совете Европы и при ООН, не адекватна и беззуба.

“По сути, своим решением о высылке пяти молдавских дипломатов в ответ на высылку пяти российских дипломатов, они разогнали наше посольство в Москве и наказали не власти, а конкретно этих пятерых посольских сотрудников и членов их семей. А ведь в России прекрасно осознают, кто стоит за всеми этими недружественными шагами. Казалось бы, бейте именно туда – разорвите контракт на ретрансляцию “Первого канала”, пересмотрите решение об избрании руководства “Молдова-газ”, предпримите другие аналогичные меры. Да, некоторое время после этого “Первый канал” не будет выходить на территории Молдовы, могут пострадать и другие российские СМИ в нашей республике. Но как раз это и будет “адекватным” шагом в ответ на недружественные действия официального Кишинёва, а не тем пшиком, которым ограничилась российская сторона”, - отмечает Алексей Тулбуре.

Вернётся ли ПСРМ в протестное движение?

Первая реакция Игоря Додона на дипломатический скандал была жёсткой. “Вы думаете, если вас «крышует» кто-то на Западе, вас это спасёт? Хотите начать более жёсткую битву? Это народ начнёт, и я его поддержу. И я знаю, как это сделать”, - заявил президент.

Скобки, конечно, не раскрывались, но, как дал понять глава государства, фракция ПСРМ в парламенте может и передумать насчёт изменения избирательной системы. Возможны и другие жёсткие шаги, если “драка будет неизбежной”.

Как предполагают некоторые эксперты, если припечёт, президент может отказаться от сотрудничества с ДПМ по определённым вопросам и так называемой тактики “мелких шагов” (промульгирую/не промульгирую тот или иной закон), и предпринять те действия, к которым его призывали некоторые оппозиционные силы сразу же после победы на президентских выборах. Это - констатация состояния затянувшегося кризиса конституционности в Молдове и утраты легитимности государственных институтов в связи с их сотрудничеством с олигархическим режимом, указание пути преодоления данного кризиса, фиксация всего этого в специальных политических документах, после чего роспуск парламента становится “делом техническим” и объявляются досрочные парламентские выборы на основе действующей избирательной системы.

То есть в какой-то мере Игорь Додон и его ПСРМ возвращаются в протестное движение. Насколько это реально? Алексей Тулбуре сомневается в таком развитии событий. А политический аналитик Корнелиу Чуря считает, что для Партии социалистов “возвращение к истокам” - это радикальный путь, и если она им воспользуется, то в самом крайнем случае.

“Вернуться в протестное движение – это большой риск и для президента, и для его бывшей партии. Это значит вернуться в окружение политических соперников – и правых, и левых, в “объятия” Усатого, а президенту это нужно? Сейчас рейтинги у Игоря Додона и Партии социалистов довольно высоки. Поэтому их задача – не растерять того, что есть и нарастить свои показатели на последних метрах дистанции. А для этого президент должен маневрировать - слишком рискованно вернуться к тому, с чего начал”, - считает эксперт.

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

© Бизнес

К какому этносу вы себя относите?