Выборы в Молдове новостей: 4954
Президент новостей: 4036

В Швейцарии найден наконечник стрелы бронзового века, сделанный из метеоритного железа

2 авг. 2023, 4:00   Наука и IT

Археологическое открытие в Швейцарии проливает свет на древние торговые связи и использование метеоритного железа в бронзовом веке.

Наконечник стрелы, найденный в поселении Мёриген, оказался особенным артефактом, изготовленным из железа, добываемого из падающих с неба метеоритов, передает involta.media

Этот маленький артефакт, длиной 39,3 миллиметра и весом всего 2,904 грамма, вызывает восхищение своим необычным происхождением. Ученые считают, что железо для его изготовления было добыто из метеорита, упавшего с неба. Однако это был не ближайший метеорит к Мёригену, а, вероятнее всего, он прибыл из Эстонии.

Это открытие не только свидетельствует, что древние общества использовали метеоритное железо задолго до начала рудного производства, но также указывает на существование обширной торговой сети тысячи лет назад.

Идентификация артефакта была проведена группой ученых, руководимых геологом Бедой Хофманном из Музея естественной истории Берна и Бернского университета. В древности чистого железа было немного, поэтому люди использовали доступные ресурсы — метеоритное железо, падающее с неба.

Железные метеориты, состоящие в основном из железа с примесями никеля и других металлов, чаще всего попадают на Землю, так как лучше выдерживают нагрузку при входе в атмосферу. В основном они были использованы для создания оружия и инструментов бронзового века. Хотя большинство таких артефактов обнаружено на Ближнем Востоке, в Египте и Азии, в Европе они встречаются редко.

Мёриген, процветавший в бронзовом веке примерно от 800 до 900 года до нашей эры, был идеальным местом для изучения этого артефакта. Рядом с ним находится поле Тваннберг, усыпанное фрагментами метеоритного железа, упавшего на Землю много тысяч лет назад.

Одинаковость состава железа и никеля, характерных для метеоритного железа, и радиоактивное присутствие изотопа алюминия-26 подтверждают, что наконечник стрелы был изготовлен из метеоритного железа. Однако его композиция не соответствует метеоритному железу с полей Тваннберга, а скорее относится к классу метеоритов IAB.

Ученые считают, что наиболее вероятным источником метеоритного железа для этого артефакта является метеорит Каалиярв, упавший на Землю примерно 1500 лет до нашей эры. Хотя расстояние между Каалиярвом и Мёригеном составляло около 1600 километров, это указывает на то, что метеорит и его фрагменты могли быть переданы по торговым путям, вероятно, таким же образом, как амбер.

Определение источника метеоритных осколков, возможно, поможет в дальнейших исследованиях древних торговых связей, использования метеоритного железа и его роли в развитии бронзового века.