Невесомость может убивать раковые клетки

9 дек. 2019, 23:30   Наука и IT

Ученые Технологического университета Сиднея выяснили, что невесомость (микрогравитация) способна уничтожать агрессивные раковые клетки.

Уже в 2020 году новый способ борьбы с раковыми клетками опробуют в космосе, на МКС.

Есть много рисков для здоровья, которые связаны с выходом в космос. Помимо увеличения воздействия солнечного излучения и космических лучей, есть и заметные эффекты, которые микрогравитация может оказать на физиологию человека. Как утверждает астронавт Скотт Келли, они выходят за рамки дегенерации мышц и костей и включают в себя снижение функции органов, зрения и даже изменения на генетическом уровне.

Интересно, что существует также целый ряд потенциальных медицинских преимуществ от микрогравитации. С 2014 года Джошуа Чоу, старший преподаватель биомедицинской инженерии в Технологическом университете Сиднея, занимается исследованием того, как микрогравитация влияет на клетки в организме человека.

Ученый планирует в 2020 году опробовать новый метод лечения рака, основанный на микрогравитации. По словам Чоу, источником вдохновения для его исследования послужил разговор с покойным Стивеном Хокингом. Во время разговора Хокинг заметил, что все во Вселенной подвластно гравитации.

Позже, когда у друга Чоу был диагностирован рак, он вспомнил, что сказал доктор Хокинг, и начал задаваться вопросом: «Что будет с раковыми клетками, если мы выведем их из гравитации?»

Процесс, посредством которого рак растет и распространяется, по-видимому, указывает на то, что существуют средства, с помощью которых клетки могут чувствовать друг друга и тяготеть друг к другу, образуя опухоль. Тем не менее биомедицинские исследователи понимают, что единственный способ, которым раковые клетки могут чувствовать друг друга, — это механические силы, и что эти силы эволюционировали, чтобы работать в среде, где существует гравитация.

Это побудило Чоу задуматься о том, каким образом отсутствие гравитации может препятствовать способности раковых клеток делиться и распространяться.

Чоу имеет некоторый опыт в проведении космических медицинских исследований. Работая в Гарварде, он принял участие в проекте, который привел к созданию препарата для лечения остеопороза. Часть этих исследований проходила на борту Международной космической станции.

«Этот первый опыт наблюдения того, как космическая среда влияет на наше понимание клеточной биологии и прогрессирования заболевания, вызвал у меня вопрос: Почему мы не можем применить ту же стратегию для изучения других клеток и болезней?» — заявил ученый.

Чоу и его команда проверили влияние микрогравитации на раковые клетки в своей лаборатории. Для этого один из его аспирантов создал устройство, представляющее собой контейнер размером с коробку из ткани с небольшой центрифугой внутри. Клетки различных заболеваний содержатся в серии капсул в центрифуге, которая затем раскручивает их до тех пор, пока они не испытают ощущение микрогравитации.

Как указал Чоу, результаты были довольно обнадеживающими. «Наша работа показала, что при помещении в микрогравитационную среду от 80 до 90 % клеток в четырех различных типах рака, которые мы тестировали — яичники, молочные железы, нос и легкие — были отключены. Под "отключены" я имею в виду, что они либо умирают, либо уплывают в сторону, потому что они больше не могут держаться вместе», — сказал он.

Еще более впечатляет тот факт, что эти результаты были получены путем простого изменения гравитационных сил, то есть без помощи лекарств. Под воздействием условий микрогравитации раковые клетки были неспособны чувствовать друг друга, и поэтому им было очень трудно собраться вместе.

В начале следующего года команда отправит свой эксперимент на МКС на борту специально разработанного космического модуля.

После завершения эксперимента клетки будут заморожены для их возвращения на Землю, после чего Чоу и его коллеги изучат их на предмет генетических изменений. Если результаты на борту МКС подтвердят то, что Чоу и его команда обнаружили в лаборатории, он надеется, что они смогут разработать новые методы лечения, которые будут иметь тот же эффект, что и микрогравитация.

В идеале эти методы лечения не должны заменить собой лекарство, но могут дополнять существующие противораковые медицинские схемы. В сочетании с лекарственными препаратами и химиотерапией лечение, полученное в результате этого исследования, эффективно замедлит распространение рака в организме человека.