X 
Евровидение новостей: 520
Дело Филата новостей: 355
Приднестровье новостей: 1390
Президент новостей: 4018

Виктор Понта входит в образ Траяна Бэсеску

12 окт. 2014, 7:00   Политика
9258 1
Фото: libertatea.ro
Ксения Флоря

Это внутри своей страны кандидат в президенты №1, премьер-министр Румынии Виктор Понта и пока еще действующий президент Траян Бэсеску друг друга терпеть не могут и при каждом удобном случае публично нелицеприятно высказываются друг о друге. Бэсеску считает Понту крупнейшим коррупционером Румынии. Понта называет Бэсеску “падшим президентом и позором для страны”.

Зато на внешнеполитическом направлении еще совсем недавно умеренный Понта, уже почти считая себя новым главой государства, вовсю перенимает образ и модель поведения Траяна Бэсеску: от роли главного румынского “униониста” и благодетеля “запрутских румын” до регионального лидера и “представителя ЕС на восточной границе”.

Как Понта “окучивал” молдавский электоральный надел

В пятницу, 10 октября, Виктор Понта совершил визит в Республику Молдова. Визит был кратким, но для кишиневских автомобилистов запоминающимся – многочисленными пробками и заторами.

В Кишинев премьер-министр Румынии приехал через Кагул, особо и не скрывая предвыборных целей своего визита. По некоторым данным, за последние годы румынское гражданство получило около 400 тыс. молдаван. Поэтому в свой шестой в этом году приезд в Молдову Виктор Понта, скорее, выступал не столько в роли главы исполнительной власти, сколько как Санта Клаус, захвативший с собой целый мешок подарков для привлечения внимания молдавской части румынского электората накануне президентских выборов 2 ноября.

Для начала правительство Румынии постановило освободить молдавских владельцев румынских паспортов от уплаты консульских сборов за ряд услуг. Так, были отменены консульские сборы за оформление свидетельства о рождении детей и на оформление проездных документов для детей в возрасте до шести лет.

В Кагуле Виктор Понта вместе с премьер-министром РМ Юрием Лянкэ заложил символический камень в фундамент нового здания Республиканского музыкально-драматического театра им. Б. П. Хашдеу. 800 тыс. евро на его возведение пообещало выделить правительство Румынии.

Потом премьер-министры двух стран заехали в с. Порумбешть Кантемирского р-на: проинспектировать ход работ по строительству детского сада. Общий бюджет проводимых работ составляет 8,8 млн леев, 6 млн из которых предоставила румынская сторона. Это средства из тех 20 млн евро, которые Виктор Понта пообещал предоставить Молдове на развитие дошкольного образования еще в конце прошлого года.

В Кишиневе Виктор Понта со словами “братья помогают друг другу и в радости, и в горе” торжественного передал в дар от правительства Румынии 100 школьных автобусов, 3 автобуса для нужд молдавских театров и 35 автомобилей для государственных учреждений. “Когда Румыния распределяла 1600 автобусов между своими школами, я сказал, что не меньше 100 из них должны попасть в Республику Молдова”, - заявил глава румынского кабинета министров.

Еще по 1 млн евро власти соседнего государства решили выделить на ремонт Органного зала и Центру матери и ребенка.

Еще совсем недавно для определенной экзальтированной прослойки граждан РМ “нашим румынским все” был президент Траян Бэсеску. Виктора Понту два года назад во время официального визита, в Кишиневе встречали пикетом под лозунгами: “Долой узурпаторов!”, “Долой Понта!” и “Бэсеску!”.

Однако постепенно премьер-министру Румынии удалось переломить настроения молдавской части румынского электората в свою пользу. В том числе потому, что на смену больше популистскому, нежели практическому “политическому братству” а-ля Бэсеску пришло “экономическое братство” а-ля Понта. Как заявила на днях знакомая: “Хоть я больше люблю Бэсеску, но 2 ноября пойду голосовать за Понту – он нам столько помогает!”.

Не последнюю роль в изменении этих настроении сыграло и то, что Виктор Понта сумел перехватить у Траяна Бэсеску “знамя унионизма”, провозгласив себя главным собирателем румынских земель и объявив “второе великое объединение” своей главной целью в случае победы на президентских выборах 2 ноября. Хотя еще год назад Понта называл заявление Бэсеску об объединении с Молдовой, как о третьем фундаментальном проекте Румынии, “безответственным популизмом”.

Не обошлось без унионистских высказываний и в ходе нынешнего визита румынского премьера. Выступая в пятницу в эфире одного из молдавских телеканалов, Виктор Понта заявил: “Мы не захватываем территории силой. Если когда-то люди отсюда и с другого берега захотят объединения, то это будет их желание. И, конечно, оно будет исполнено, но силой этого мы не хотим. Тут речь идет только о желании людей, живущих и тут, и там. Если это произойдет, то это будет радость”.

А в качестве “контрольного выстрела” для особо восторженной части молдавской электората – немного евроинтеграционного “бальзама”: “В 2019 году Румыния будет председательствовать в Евросоюзе, и мне бы хотелось, чтобы за тем длинным столом, где собираются все страны-члены ЕС, нашёлся бы и стул для Республики Молдова. Многие говорят, что это невозможно, но так же многие говорили о Румынии в 2002 году, за 5 лет до её вступления в ЕС. Европа означает хорошие дороги и лучшую жизнь, надеюсь, в ближайшее время мы объединимся в ЕС”.

“Форпост” ЕС на восточной границе, или реинкарнация ГУАМ

Виктор Понта сейчас активно перенимает модель поведения Траяна Бэсеску не только на “бессарабском фронте”, но и на внешнеполитическом направлении. Румыния никогда не была ведущей экономикой в регионе, но при этом всегда стремилась быть региональным лидером.

Особенно ярко это проявилось в период президентства Траяна Бэсеску, который очень часто то сам провозглашал себя рупором Брюсселя; то, не посоветовавшись с официальным Кишиневом, призывал ЕС исключить Молдову из переговоров по Приднестровью и начать прямые переговоры с Тирасполем и Москвой; то по собственному почину совершал марш-броски по странам ГУАМ, пытаясь вдохнуть в эту региональную организацию второе дыхание; то призывал заменить российских миротворцев в Приднестровье на “голубые каски” Европейского Союза и разместить в зонах конфликтов Грузии миротворцев ООН.

По этому же пути сейчас идет и Виктор Понта. “Вас рассматривают во всей Европе как друзей, как людей, которых мы хотим поддержать”, - заявил румынский премьер во время нынешнего визита в Кишинев, не уточнив, кто именно подразумевается под “всей Европой” и кто уполномочил его выступать от имени Старого света.

А неделю назад Виктор Понта вместе с премьер-министром РМ Юрием Лянкэ посетили Киев “для поддержки усилий по демократическому развитию и европейской интеграции Украины и Республики Молдова” и “координации действий в поддержку деэскалации ситуации в восточных областях Украины”. Румыния, Молдова и Украина в ходе этой встречи договорились предпринимать совместные усилия в различных сферах – от экономики и региональной безопасности до координации усилий в процессе евроинтеграции.

Политические аналитики сразу же заговорили о реинкарнации ГУАМ с ее антироссийской направленностью и появлении нового “Тройственного союза”, который Бухарест при поддержке США сколачивает против России и Приднестровья.

Как заявил агентству “Regnum” экс-глава МИД непризнанной ПМР Владимир Ястребчак, “для Бухареста этот формат весьма выгоден, так как дает возможность упрочить претензии на региональное лидерство, еще больше укрепить свое региональное присутствие как через механизм еврорегионов, так и через подписанное с Украиной соглашение о малом приграничном трафике. Бухарест стремится закрепить за собой статус главного проводника интересов НАТО и ЕС в регионе”.

В самой Румынии и не скрывают этого намерения. Комментируя по горячим следам киевскую встречу трех премьеров, председатель палаты депутатов Национального собрания Румынии Валериу Згоня заявил, что Румыния является “представителем ЕС на восточной границе, и с этой позиции мы должны принять на себя роль экспортера европейских принципов и ценностей на пространстве за пределами сообщества”.

Впрочем, считают политологи, у этого “Тройственного союза”, вернее, у тех, кто за ним стоит, могут быть и куда более глобальные цели на среднесрочный период. Сначала, как считает президент Ассоциации независимых политологов Приднестровья Андрей Сафонов, “взятие в клещи ПМР и вытеснение влияния Москвы с берегов Днестра”. А затем – дестабилизация ситуации в регионе и ее экспорт в Российскую Федерацию.

В 2016 году ожидаются выборы президента Приднестровья (он избирается сроком на пять лет). А в России в 2016 году пройдут выборы в Государственную Думу, а в 2018 году – очередные президентские выборы. Чем не благоприятный период для дестабилизации геополитической обстановки и ослабления российского влияния в регионе и, прежде всего, в мятежном Приднестровье?

А параллельно с решением этих “глобальных” задач Запада, Румыния, по мнению Андрея Сафонова, будет понемногу реализовывать и свои унионистские планы. А именно: “Укреплять свои позиции на Днестре, а также в интересующих Румынию регионах Украины, не опасаясь серьезногопротиводействия Киева, не говоря уже о Кишиневе. В случае чего, Запад прикрикнет на чересчур ретивых политиков Украины и Молдовы, которые вздумают слишком напористо отстаивать национальные интересы своих стран”.
0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

К какому этносу вы себя относите?