Акция протеста новостей: 1639

Зуб из лаосской пещеры проливает свет на загадочных вымерших людей

19 мая. 2022, 3:00   Наука и IT

Зуб девочки, извлеченный из стены пещеры на северо-востоке Лаоса, дает новое представление о таинственном вымершем роде людей, называемом денисовцами, и раскрывает их изобретательность в адаптации как к тропическому, так и к холодному климату.

Зуб является одним из немногих известных физических останков денисовцев - сестринской линии неандертальцев, которые до сих пор были известны только по обрывочным зубным и костным окаменелостям из одного места в Сибири и одного в Гималаях.

Коренной зуб возрастом от 164 000 до 131 000 лет принадлежал девочке 4-6 лет и еще не прорезался.

Влажные лаосские условия означали, что древняя ДНК не сохранилась в коренном зубе, в отличие от других денисовских останков. Исследователи определили, что это был денисовец, основываясь на его форме — короткой и сильно морщинистой — и характеристиках эмали. Древние белки показали, что коренной зуб принадлежал девочке.

Он был обнаружен в известняковой пещере под названием "Там Нгу Хао 2", известной среди местных жителей как пещера Кобры, в горах Аннамит.

«Это первый случай, когда денисовец был обнаружен в теплом регионе», — сказал палеоантрополог Фабрис Деметр из Геогенетического центра Фонда Лундбек Копенгагенского университета, ведущий автор исследования, опубликованного во вторник в журнале Nature Communications https://www. .nature.com/articles/s41467-022-29923-z.

«Это означает, что они были приспособлены к противоположным условиям, от холода и высокогорья до теплых и низкогорных регионов. В этом отношении они были похожи на нас, современных людей», — добавил Деметр.

Существование денисовцев было неизвестно до тех пор, пока в 2010 году в пещере на Алтае в Сибири не был найден кончик кости пальца возрастом около 40 000 лет. На этом месте также были обнаружены три моляра. Частичная денисовская челюсть возрастом около 160 000 лет впоследствии была обнаружена в тибетской пещере.

«Мы хотели бы узнать о денисовцах гораздо больше. Но я думаю, важно знать, что точно так же, как неандертальцы были известны из Западной Европы и Ближнего Востока, денисовцы были похожим и близкородственным видом, который был обнаружен на огромной части Азии», — сказала палеоантрополог из Университета Иллинойса и соавтор исследования Лаура Шакелфорд.

Лаосская пещера расположена примерно в 2400 милях (3800 км) от Сибирской пещеры.

«К сожалению, мы очень мало знаем о том, как они выглядели, поскольку доступных окаменелостей очень мало», — уточнила Шакелфорд, отметив, что у денисовцев, вероятно, были общие с неандертальцами черты лица и зубы.

Неандертальцы обладали сильным надбровным гребнем с двойной аркой, относительно большими носами и относительно большими передними зубами.

Исследования генома показали, что наш вид, Homo sapiens, скрещивался с денисовцами всего 30 000 лет назад. В результате у некоторых современных людей около 5% ДНК совпадает с ДНК денисовцев, включая коренное население Папуа-Новой Гвинеи, Австралии и Филиппин, с меньшим процентом ДНК среди более широкого населения Юго-Восточной Азии.

«Это открытие (моляр) особенно важно, поскольку оно является первым прямым свидетельством присутствия денисовцев в Юго-Восточной Азии», — сказал директор Центра геогенетики Фонда Лундбек и соавтор исследования Эске Виллерслев.

Считается, что общий предок денисовцев, неандертальцев и Homo sapiens жил в Африке от 700 000 до 500 000 лет назад, а ветвь, которая привела к отделению денисовцев и неандертальцев - от 470 000 до 380 000 лет назад. Homo sapiens впервые появился в Африке примерно 300 000 лет назад, а затем распространился по всему миру.

До 200 000 лет назад Азию населяли четыре разных архаичных вида человека, включая денисовцев, Homo erectus и миниатюрные островные народы, называемые Homo floresiensis и Homo luzonensis. Затем в бой вступила наша раса.

Ученые десятилетиями искали на северо-востоке Лаоса останки доисторических людей. Пещера с зубом находилась рядом с другой пещерой, где были найдены останки Homo sapiens возрастом 70 000 лет.

Коренной зуб девочки был встроен в осадочную породу, называемую брекчией, на стене пещеры, также содержащей фрагменты костей и зубы животных, включая древних носорогов и слонов.

«Мы не ожидали найти зуб денисовца в Лаосе», — сказал Деметр.