Президент новостей: 4000

Теория Дарвина окончательно подтвердилась 140 лет спустя

4 апр. 2020, 21:02   Наука и IT

Проанализировав видовое разнообразие всех отрядов и родов млекопитающих, биологи доказали, что подвиды животных действительно играют ключевую роль в их эволюции, как об этом писал Чарльз Дарвин. Их исследование опубликовал научный журнал Proceedings of the Royal Society B.

"Во второй главе "Происхождения видов" Дарвин писал, что рода животных, в которых присутствует большое число видов, должны содержать в себе больше "вариаций" этих видов. Мы показали, что подвиды действительно играют важную роль в долговременной эволюции млекопитающих", – рассказала об исследовании Лора ван Хольстейн, биолог из Кембриджского университета (Великобритания) и один из авторов работы.

Один из самых ярких примеров эволюции в трудах Чарльза Дарвина – это галапагосские вьюрки, небольшие птицы семейства воробьиных, разные виды которых сильно отличались друг от друга по питанию и среде обитания, передает nauka.tass.ru.

Эти птицы произошли от одного предка, но впоследствии их облик и в особенности устройство и размеры клюва заметно поменялись по мере приспособления к новым условиям жизни. К примеру, клюв вьюрков, которые начали питаться кровью животных, стал острым и тонким, а у их "кузенов", которые предпочитали семена растений и мякоть кактусов, – очень толстым и прочным.

Изучая видовое разнообразие этих птиц и других животных, которых он повстречал во время путешествия на корабле "Бигль", Дарвин заметил, что этот показатель был неразрывно связан с тем, как много подвидов было у тех или иных представителей фауны. Как правило, чем больше разновидностей было у конкретного вида животных, тем больше родичей у них было внутри того рода, к которому они принадлежали.

По стопам Дарвина

Ученые, как отмечает ван Холстейн, долгое время даже не пытались проверить эту теорию, так как для этого нужен было масштабный генетический анализ сотен видов животных и еще большего числа их подвидов. Это невозможно было сделать без большого количества времени и денег.

Британские биологи придумали, как эту проблему можно обойти. Они использовали таксономические данные и описания подвидов разных млекопитающих, которые натуралисты собирали в разных уголках планеты на протяжении последних трех веков.

С помощью этой информации авторы статьи построили несколько вариантов древа эволюции, в каждом из которых существование подвидов млекопитающих либо учитывалось, либо игнорировалось. Сопоставив их между собой, ван Холстейн и ее коллеги оценили то, были ли подвиды животных статистически связаны с темпами эволюции тех родов, к которым они принадлежали.

Эти расчеты показали, что млекопитающие с большми числом подвидов действительно эволюционировали в среднем быстрее, чем это делали их близкие или далекие родичи из родов с низким внутривидовым разнообразием.

Подтвердив теорию Дарвина, ученые вдобавок обнаружили, что эволюционные тенденции, которые она предсказывает, сильнее действовали на морских и рукокрылых млекопитающих, чем на их сухопутных "кузенов". Исследователи связывают это с тем, что движение этих животных почти ничто не ограничивает, благодаря чему формируются новые подвиды и виды – в соответствии с законом, который Дарвин открыл более 160 лет назад.