Президент новостей: 3988

Странная межзвездная комета намекает на наличие системы, похожей на нашу

22 мая. 2021, 0:00   Наука и IT

Летом 2019 года астроном-любитель Геннадий Борисов заметил комету, которая привлекла внимание ученых: она была очень похожа на местные небесные тела. Астрономы предположили, что комета может происходить из системы, очень похожей на Солнечную. Недавние результаты двух независимых исследовательских групп подтвердили эту теорию.

Петр Гузи и Михал Драхус из Ягеллонского университета в Польше обнаружили пары никеля в атмосфере 2I/Borisov, согласно исследованию, опубликованному в журнале Nature. Тяжелые металлы, такие, как железо и никель, присутствуют в твердом состоянии в телах комет, однако в газообразном состоянии эти элементы можно обнаружить только тогда, когда кометы приближаются к звездам и нагреваются. Когда группа вела свои наблюдения, 2I/Borisov находилась примерно в два раза дальше от Солнца, чем Земля. На таком расстоянии температура кометы оценивалась примерно в -93°C, что значительно ниже 425°C, необходимых для появления газообразного никеля.

Тем не менее наблюдения группы с помощью сложного спектрографа X-shooter, установленного на телескопе Европейской южной обсерватории, показали наличие газообразного никеля. Его следы были заметны в течение нескольких ночей, что исключает возможность ошибки.

Результаты группы совпали с итогами многолетнего исследования состава атмосферы комет в Солнечной системе под руководством астронома Льежского университета Жана Манфруа. С помощью наблюдений, собранных с 2002 года, команда Манфруа обнаружила, что никель и железо повсеместно встречаются в атмосферах комет, даже вдали от Солнца. Эти наблюдения подтверждают догадку о том, что 2I/Borisov, возможно, возникла в звездной системе, очень похожей на нашу.

Если ученые обнаружат больше межзвездных комет, похожих на 2I/Borisov, это может намекнуть на существование аналогов Солнечной системы в Млечном Пути. Ожидается, что исследования в этой области будет проводить обсерватория Веры К. Рубин в Чили, которая должна начать работу в ближайшие несколько лет.