Президент новостей: 3996

В вулкане на Камчатке обнаружили два новых минерала

16 мая. 2021, 20:30   Наука и IT

В вулкане на Камчатке обнаружили два новых минерала. Ранее считалось, что создать их можно только в лаборатории, говорится в исследовании ученых из Санкт-Петербургского госуниверситета (СПбГУ), рассказали ТАСС в пресс-службе вуза.

Открытые минералы уже известны ученым — это арсмирандит и леманнит. Относятся к классу полиоксометаллатов — соединений, содержащих в структуре наноразмерные кластеры, образованные атомами металла и кислорода.

Такие минералы имеют высокую каталитическую и магнитную активность, а в производстве используются в фармацевтической и химической промышленности. До сих пор их изготавливали только искусственно — в лабораторных условиях. Теперь ученым впервые удалось найти арсмирандит и леманнит, сформированные в естественных условиях.

Группа исследователей открыла новые минералы, возникшие из вулканических газов, — арсмирандит и леманнит. Ранее считалось, что схожие по структуре и составу минералы можно получить лишь в лабораторных условиях. Фундаментальное открытие поможет в разработке методик синтеза новых материалов, а также в изучении переноса металлов в геологических системах.

пресс-служба СПбГУ

В природе минералы представляют собой скопления изумрудно-зеленых кристаллов. Они были обнаружены в ходе изучения фумарол, небольших отверстий, через которые выходят горячие газы вулкана Плоский Толбачик на Камчатке.

Открытие полиоксометаллатов, кристаллизующихся из газовой фазы, заставляет пересмотреть представления о мобильности тех или иных элементов (в том числе стратегических рудных металлов) в природных условиях. Кроме того, [открытие] имеет важное значение для химиков-синтетиков. Кластеры подобного типа были известны для полиоксометаллатов с драгоценным металлом палладием, но с медью получить их не удавалось. Получается, что природа «изобрела» метод их синтеза независимо от человека и указала нам путь к имитации этих условий в лаборатории.

пресс-служба СПбГУ