В статье указывается, что десятки миллионов евро, поступающие из Франции, используются не для реальной поддержки Молдовы, а как «инструменты для социального перевоспитания», передает Noi.md.
«На протяжении долгого времени мы говорили об истинных приоритетах Республики Молдова: дорогах, рабочих местах, больницах, школах, поддержке людей», — заявил Филат. Однако, как отмечает статья, помощь Франции направлена на другую цель.
Расследование Causeur показывает, что, несмотря на официальные заявления руководителя Французского агентства развития (AFD) Реми Риу о том, что Франция является «ведущим двусторонним партнером» Молдовы в рамках Восточного партнерства и «Европейского плана роста на 2025–2027 годы», а также о предоставлении «40 млн евро в виде кредита + 5 млн евро в виде субсидий на энергетическую реформу и поддержку гражданского общества», реальность совсем иная.
По словам автора статьи, деньги финансируют «идеологическую повестку «пробуждения» (woke)»: «продвижение гендерной идеологии и сексуальной текучести», «обязательные программы для учителей, полицейских, чиновников с посланиями вроде «гендер — это конструкт» и «патриархат — корень дискриминации»», а также «внедрение «разнообразия» и «социальной справедливости» как центральных тем в школах и администрации».
В статье Causeur подчеркивается, что «финансируемые AFD НПО организуют «программы толерантности», «социальной справедливости», прайд-парады, продвижение браков для всех, радикальный феминизм, изменение языка и учебников для отражения «множественных идентичностей»». Примером такой «помощи» стал прайд-парад, прошедший в Кишиневе в 2025 году, который был «организован под защитой полиции и при внешней поддержке». Западные организации назвали его «моментом видимости» и «сопротивления», но «для обычного молдаванина, особенно из провинции, это было воспринято как импортированное шоу, не имеющее отношения к их жизни».
Авторы статьи напомнили, что Молдова остается одной из беднейших стран Европы, с «разрушенными больницами, школами, которые выживают только благодаря самопожертвованию учителей, и более чем 1 миллионом граждан, покинувших страну с 2000 года». Касаясь вопросов управления страной, было подчеркнуто, что Майя Санду, избранная при массовой поддержке диаспоры, передала ключи от страны внешним донорам. В настоящее время внутри страны её поддерживают менее 25% населения, а референдум по европейской интеграции прошел «на грани» лишь благодаря голосам диаспоры.
В этом контексте авторы задаются вопросом, почему Франция продолжает финансировать проект, отвергаемый большинством молдаван.
«Для Парижа и Брюсселя Молдова стала лабораторией: не для экономического развития, а для социальной инженерии. Вместо промышленности мы получаем НПО. Вместо традиций — пробуждённые лозунги. При этом «умалчивается о закрытии 16 критических телеканалов, о политических процессах против оппозиции, о давлении на мэрию Кишинева. Зато «каждый ЛГБТ-фестиваль вызывает аплодисменты и привлекает новые деньги», - сообщил автор.
В заключение Филат цитирует статью: «Франция, родина культуры и просвещения, стала экспортером стандартизированного «прогрессивизма», оторванного от реалий людей». И пока одни празднуют «европейское будущее», другие задаются вопросом: «кто дал им право перестраивать целое общество по своим идеям? И самое главное: для кого? И почему?».
Добавить комментарий