X 
Приднестровье новостей: 1406
Акция протеста новостей: 1685
Война в Украине новостей: 6115
Евровидение новостей: 504

Санду – в премьеры, Нэстасе – в спикеры. Блок “ACUM” озвучил свои аппетиты

28 мар. 2019, 17:57   Политика
11478 10

Блок “ACUM”, состоящий из 26 депутатов, претендует на всю власть в стране. Ну почти на всю. Депутаты от PAS и Платформы DA выдвинули на пост председателя парламента Андрея Нэстасе, а в премьер-министры – Майю Санду.

А ведь ещё совсем недавно представители блока отказывались рассматривать возможность предложения выдвинуть своего кандидата на пост премьер-министра, заявив, что эта должность в захваченном государстве ничего не значит. Теперь “акумовцы” хотят не только пост премьер-министра, но и спикера. “Мы готовы взять на себя ответственность за управление государством и формирование миноритарного правительства, потому что верим, что можем спасти страну”, - заявила Майя Санду.

Блокоразводный процесс

Пресс-конференция, на которой правая оппозиция озвучила свой список требований и кадровые пожелания, состоялась во вторник. А накануне целый ряд СМИ и политических экспертов прогнозировали развал блока “(A)ndrei(Cu)(M)aia”.

Как писала пресса, ссылаясь на свои источники в “ACUM”, в минувшие выходные Майя Санду и Андрей Нэстасе якобы крупно поругались: лидер Платформы DA хотел создать в новом парламенте единую фракцию блока “ACUM” и стать её председателем, а Майя Санду требовала отделения. Её соратники за спиной коллег из Платформы DA разработали будущий механизм сотрудничества двух партий, приоритетными в котором, естественно, были интересы партии PAS. Особенно возмутил Нэстасе пункт документа, в котором Майя Санду оставляла за собой право выбора кандидата на пост генерального примара Кишинёва на грядущих местных выборах, прекрасно зная, что Андрей Нэстасе давно метит на этот пост.


Кроме того, по слухам, внутри блока “ACUM” возникла напряженность и вокруг вопроса поствыборного блокирования. Как заявил агентству IPN политолог Эрнест Варданян, один из двух лидеров “ACUM” был согласен на договорённость с Партией социалистов в законодательном органе с целью начать процедуру деолигархизации страны, но другой не захотел идти по этому пути.

“Один из лидеров не хочет идти по этому пути по причине личных амбиций, желания взять реванш, вторая причина – серьезная нехватка мотивации для таких действий”, - отметил Эрнест Варданян.

На пресс-конференции во вторник Майя Санду и Андрей Нэстасе постоянно подчёркивали, что PAS и DA по-прежнему вместе, и никаких разногласий между ними не существует. Просто действие договора о создании предвыборного блока закончилось. “Мы продолжим сотрудничество и дальше, будем везде работать в блоке, так как эта формула доказала свою действенность. Так же мы будем участвовать в местных выборах”, - заявил Андрей Нэстасе перед тем, как объявить о перезагрузке “ACUM” – уже не как предвыборного, а как политического блока. Что же касается парламента, то здесь PAS и DA все-таки будут действовать сепаратно. Майя Санду станет председателем фракции партии “Действие и солидарность” (PAS), Андрей Нэстасе будет председателем фракции Платформы “Достоинство и правда” (DA).

Политические эксперты говорят, что переход на “гостевой брак” PAS и DA в новом парламенте был вполне ожидаем.

“В этом году нас ждут местные выборы, и, надо полагать, Андрей Нэстасе вновь захочет побороться за должность генерального примара Кишинёва. Должность, которая, кто бы и что ни говорил, имеет в первую очередь политическое значение, и лишь во вторую – хозяйственно-административное. В 2020 году, по идее (хотя у нас всё возможно), должны вновь пройти прямые президентские выборы (при том, что в текст Конституции соответствующие изменения так и не были внесены). А, значит, вновь пойдут разговоры о необходимости единого правого кандидата, и им, скорее всего, вновь станет Майя Санду”, - считает политолог Виктор Жосу.

В этих условиях Майе Санду и Андрею Нэстасе не выгодно оставаться в тени друг друга: им нужно солировать. Кроме того, отмечают в экспертном сообществе, деление “ACUM” на две фракции в законодательном органе даёт их членам определённые преимущества.

“Каждая фракция имеет право на членство в Бюро парламента, посты председателей комиссий, заместителей председателей, членство в делегациях парламента в международных организациях и т.д. То есть при синхронном действии блок усиливает своё влияние путем удваивания своих голосов в органах управления парламента. А это немаловажно”, - написал в соцсетях экс-министр экономики, доктор экономических наук Александр Муравский.

В то же время дробление “ACUM” несёт и определённые риски: две небольших фракции гораздо легче раздробить и разрушить, чем одну крупную. В экспертном сообществе не исключают, что со временем, учитывая наличие в списке блока “ACUM” ряда непартийных депутатов, в парламенте может выделиться ещё какая-нибудь третья группа, представляющая “гражданское общество”.

“Цемент” блока “ACUM

Как было объявлено на пресс-конференции, взаимоотношения между партиями “Действие и солидарность” и Платформа “Достоинство и правда” и их парламентскими фракциями теперь будет регулировать “Соглашение о создании и функционировании политического блока “ACUM Платформа DA и PAS”. Этот документ был подписан 26 марта всеми депутатами, прошедшими в парламент от блока “ACUM”.

Презентовавший документ экс-посол Молдовы в США, основатель независимого центра исследований IDIS Viitorul, беспартийный депутат Игорь Мунтяну, заявил, что данное соглашение “цементирует единство блока”. Помнится, о цементирующих соединениях и крепости “бетона” в своё время любил рассуждать лидер Либеральной партии Михай Гимпу.

Соглашение о перезагрузке и создании политического блока “ACUM” вместо предвыборного состоит из 5 разделов и 11 статей. В первой статье документа партии PAS и Платформа DA своей основной целью объявляют “освобождение Республики Молдова из плена”, восстановление правового государства и возвращение РМ на путь европейской демократии. В статье №2 обязуются предпринять все необходимые меры для реализации своей предвыборной программы “За справедливость и хорошую жизнь”.

Статья №3 описывает дальнейшую кадровую рокировку в блоке “ACUM”: в парламенте блок распадётся на две фракции, которые создадут надфракционный орган - Координационный политический совет. В него войдут по четыре представителя от каждой фракции. Управляться совет будет двумя сопредседателями - представителями обеих фракций. Кроме того, фракции PAS и DA обязуются обеспечить в Координационном совете пропорциональное представительство депутатов, не являющихся членами данных политформирований.

Координационный политический совет, согласно ст.4 соглашения, будет платформой для оперативных дебатов и консультаций между двумя фракциями, обсуждения законодательных инициатив, определения единой позиции фракций PAS и DA по различным вопросам, проведения слушаний, определения стратегических решений, которые затем будут обсуждаться и утверждаться на совместном заседании депутатов обеих фракций.

Согласно ст.5 все обсуждения и внутренние дискуссии между депутатами политического блока “ACUM” должны носить конфиденциальный характер. Выносить сор из избы, озвучивать различие в позициях по тем или иным вопросам, рассказывать прессе и посторонним лицам о внутренних конфликтах или допускать публичные нападки друг на друга категорически запрещено.

Ст.6 обязывает депутатов фракций PAS и DA соблюдать положения Регламента парламента и все обязательства, принятые накануне парламентских выборов. Речь идёт о коллективном обязательстве, подписанном кандидатами избирательного блока “ACUM” 21 февраля, в котором они обещают не создавать в будущем парламенте коалиций с Демократической партией, партией “Шор”, ПСРМ, “Нашей партией” и другими “проолигархическими и антиевропейскими партиями”.

В ст.7 соглашения PAS и DA обязуются воздерживаться от критики и взаимных нападок друг на друга уже на уровне партий. В ст.8 – координировать свои позиции по основным политическим событиям в стране, и проводить акции протеста и другие политические мероприятия только после согласования. А в ст.9 – общими усилиями противодействовать манипуляциям, дезинформации, пропаганде и прочим “очерняющим действиям олигархического режима” в отношении блока “ACUM DA PAS”.

Статья №10 – одна из самых интересных в соглашении. Она посвящена будущим местным выборам и участию в них партий PAS и Платформа DA. Если верить слухам, в первоначальной версии этой статьи Майя Санду оставляла за собой право выбора кандидата на пост генерального примара Кишинёва на грядущих выборах в местные органы власти, что очень не понравилось её политическим партнёрам. В окончательной редакции ст.10 говорится, что политформирования, подписавшие “Соглашение о создании и функционировании политического блока “ACUM Платформа DA и PAS”, будут участвовать во всеобщих местных выборах-2019 в рамках избирательного блока “ACUM Платформа DA и PAS”, а механизмы и критерии определения кандидатов и единых избирательных списков должны согласовываться и устанавливаться сначала руководящими органами обеих партий, а потом – руководящим органом блока “ACUM”.

Заканчивается “Соглашение о создании и функционировании политического блока “ACUM Платформа DA и PAS” предписанием, что “положения данного документа обязательны для всех членов и всех структур подписавших его партий”.

ACUM” или “APOI”?

В начале марта Андрей Нэстасе заявил, что “ACUM” будет такой парламентской оппозицией, какой Республика Молдова ещё не видела. “Искры будут лететь от тех, кто будет злоупотреблять правами людей, законом, парламентскими процедурами”, - пообещал лидер Платформы DA.

Однако поствыборные действия “акумовцев” вызвали недоумение даже у сторонников DA и PAS, а также симпатизирующих им экспертов. “Наверное, они устали от выборов, но, надеюсь, что скоро проснутся”, - говорил политический аналитик Игорь Боцан.

Вопросов к “бескомпромиссно борющемуся с олигархическим режимом” блоку “ACUM” действительно было много. Например, почему публично заявив, что парламентские выборы 24 февраля были сфальсифицированы, в итоге “ACUM” признал их, даже не попытавшись опротестовать?

“Почему, заявив о том, что выборы “некорректные и несвободные”, никто не потребовал у Центризбиркома хотя бы пересчёта голосов? Почему никто до сих пор не требует публикации на сайте ЦИК копий протоколов с избирательных участков, как это было раньше? На недавнем брифинге лидеров “ACUM” было объявлено, что в Конституционный суд передадут сотни и тысячи фактов нарушений на выборах, а также потребуют отменить итоги голосования по Ниспоренам, Оргееву и приднестровским участкам. Но жалобы по молдавским законам подаются не в Конституционный суд. Сначала итоги оспариваются на уровне округов, потом на уровне ЦИК. В случае несогласия с решением ЦИК подаётся иск в Апелляционную палату, потом в вышестоящую инстанцию – Высшую судебную палату. Жалобы в КС не предусмотрены законом. Не знаю, кто у вас там числится юристами, но вы даже не обжаловали решение Центризбиркома от 3 марта о подведении окончательных итогов выборов. У вас на это, согласно ст.71 Кодекса о выборах было целых три дня!”, - написал в начале марта в соцсетях лидер партии “Красный блок” Григорий Петренко, получивший политическое убежище в Германии.

Другой момент, вызвавший недоумение экспертов. Ещё до выборов некоторые из проевропейских экспертов настаивали на формировании т.н. ситуативной коалиции ПСРМ-блок “ACUM”, задачей которой бы стала отставка генпрокурора, руководства Центральной избирательной комиссии и назначение её нового состава, отставка Высшего совета магистратуры и избрание нового совета и т.д. После чего должны были быть объявлены новые парламентские выборы, но уже на новых, демократических условиях.

Но когда Партия социалистов пригласила блок “ACUM” на переговоры, в “ACUM” ответили категоричным “нет”, заявив, что “не намерены входить в политическую игру и торговать полученными на выборах голосами”, что не собираются “заключать коалиции с олигархическими и антиевропейскими партиями” и вообще – социалисты подконтрольны руководству Демократической партии.

Политический аналитик Игорь Боцан считает, что блоку “ACUM” тогда следовало принять предложение социалистов. Ну хотя бы для того, чтобы на деле доказать своё утверждение, что ПСРМ состоит в тайном альянсе с ДПМ. По мнению эксперта, в ходе переговоров с социалистами правой оппозиции следовало поставить ряд жестких условий, в том числе – принятие пакета т.н. “антиолигархических” законов и постановлений, которые, по словам Андрея Нэстасе, “избавят страну от мафии”, и посмотреть, как в ПСРМ будут реагировать на эти требования и выкручиваться. И если бы ситуативной коалиции с Партией социалистов в итоге не получилась, правая оппозиция на деле доказала бы, что настроена решительно и всерьез нацелена на “освобождение страны от власти олигархов”.

Но вместо атакующих действий партии PAS и Платформа DA ушли в глухую оборону, ограничившись тем, что зарегистрировали в реестре входящих документов парламента свой “антиолигархический пакет”. Как метко заметили в соцсетях, этому пакету уже зарезервировано место в мусорной корзине, поскольку законопроекты оппозиции правящее большинство в парламенте, как правило, не рассматривает и не принимает.

В общем пока оппозиционная позиция партий PAS и DA выглядит так: мы прошли в парламент, в котором на протяжении четырех лет будем пользоваться всеми благами, что предоставляет мандат депутата, ну и время от времени разрабатывать бесполезные законопроекты, направленные на борьбу с олигархическим режимом, а также беспощадно, но не менее бесполезно критиковать тех, кто злоупотребляет.

“Безусловно, такое поведение ведущих правых политических игроков, когда надо всем доминирует банальный политический эгоизм, вносит сумятицу в ряды избирателей на этом сегменте молдавского электорального поля и никак не укрепляет позиции правого фланга, который позиционирует себя как проевропейский, истинно демократический, антиолигархический и прочее. Понятно также, что с такой правой оппозицией существующий режим может и дальше спать спокойно”, - считает политолог Виктор Жосу.

Очередную инициативу партий PAS и DA - “Андрей Нэстасе – спикер, Майя Санду – премьер-министр. Мы берем на себя ответственность за управление страной” - тоже нельзя назвать серьезным и решительным шагом в деле “освобождения государства”. Ну хотя бы потому, что после категоричного отказа блока “ACUM” от любых переговоров с ДПМ и ПСРМ странным было бы ожидать, что депутаты этих партий бросятся голосовать за кандидатуры, выдвинутые “акумовцами”, а также за их законодательные инициативы по “деолигархизации страны” (принятие декларации о захваченном государстве, отставка генпрокурора, руководства СИБ, Центризбиркома, НКЦБ, КСТР и других структур, отмена смешанной системы выборов, расследование кражи миллиарда, принятие “закона Магнитского”). А заявление депутата PAS Думитру Алайба, что за создание правительства меньшинства “ACUM” могли бы проголосовать “депутаты, которые хотят сделать добро стране”, вообще выглядит популизмом чистой воды.

“В прошлом парламенте была одна левая оппозиционная партия, которая надоела всем очень правильными, но априори мертворождёнными инициативами. Ни одна не прошла. После сегодняшней пресс-конференции лидеров правой оппозиции стало ясно, что в новом парламенте таких партий будет уже две. А вы говорите, что выборы ничего не дали. Стопроцентный прогресс”, - пошутил Виктор Жосу в соцсетях после пресс-конференции Майи Санду и Андрея Нэстасе. Другой политический аналитик после этого мероприятия назвал “акумовцев” Дон Кихотами нового парламента. А один из комментаторов написал в соцсетях, что антиолигархический блок “ACUM” (“Сейчас”) уже пора переименовывать в блок “ATUNCI” (“Потом”).

Ксения Флоря

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Как вы оцениваете решение об индексации пенсий на 6% с 1 апреля?