X 
Приднестровье новостей: 1382
Война в Украине новостей: 5310
Евровидение новостей: 504
Президент новостей: 3997

Что праздновали молдавские власти 1 декабря?

3 дек. 2013, 14:15   Политика
12350 12

Фото: ziuaveche.ro

Ксения Флоря

Румынского президента Траяна Бэсеску политологи называют “хромой уткой” – из-за его политического веса, вернее, отсутствия такового на Родине. Хоть низкая явка на референдуме в июле 2012 года и спасла Бэсеску от импичмента, румынский президент лишился политического влияния в своей стране. Но это вовсе не значит, что он сдался и собирается уйти из политики после того, как в декабре 2014 года истечет его второй президентский мандат.

При нынешнем раскладе в Румынии Траяну Бэсеску ничего не светит. Вряд ли действующему президенту просто так забудут “социальный геноцид”, реформу здравоохранения и попытку суицида бывшего премьер-министра Адриана Нэстасе (его считают политическим наставником действующего премьера Виктора Понты), которого Бэсеску пытался засадить за решетку. В аналитических кругах не исключают, что Траяну Бэсеску после ухода с президентской должности и самому угрожает тюремное заключение. Его, например, обвиняют в отмывании 7 млн евро во время избирательной кампании 2004 года, когда Бэсеску впервые занял пост главы государства. Поэтому действующему президенту Румынии крайне необходимо остаться на плаву и за оставшийся год нарастить свой политический авторитет, который сейчас не дотягивает и до 10%.

В нынешнем положении Бэсеску единственно возможный способ - разыграть “бессарабскую” карту. Или т.н. “третий фундаментальный проект”, предусматривающий объединение Молдовы с Румынией. Но в связи с тем, что “время для объединения еще не наступило”, объединяющим политическим началом “двух румынских государств” на данном этапе вполне мог бы стать сам Траян Бэсеску, еще летом выразивший желание получить молдавское гражданство и (почему бы нет?) включиться в молдавскую политику.

Поэтому во время празднования Национального дня Румынии 29 ноября в Кишиневе и 1 декабря в Бухаресте им и был поставлен многоактный спектакль с “борцом за унирю” Бэсеску в главной роли. В качестве провинциальных статистов выступили генеральный примар Кишинева Дорин Киртоакэ, министр обороны РМ Виталий Маринуца и президент Республики Молдова Николае Тимофти (вот именно в такой последовательности). Высокопоставленные румынские чиновники быть массовкой не захотели: премьер-министр Виктор Понта и председатели палат румынского парламента отказались посетить прием по случаю Национального дня страны, который Траян Бэсеску дал во дворце Котрочень.

Дальний прицел Траяна Бэсеску

В лице Бэсеску мировая сцена потеряла большого драматического актера. О том, что румынский президент собирается в выходные посетить Кишинев и отметить здесь День Румынии, сообщила и пресс-служба президента Тимофти, и сам Бэсеску на саммите в Вильнюсе.

“Заеду и в Кишинев, чтобы побеседовать с президентом Республики Молдова, а также потому, что посольство Румынии организует праздник по случаю Национального дня Румынии. Нас будет более тысячи приглашенных, так что будет хорошо поздравить молдаван у них дома и сказать им, что с радостью ждем их в ЕС”, - заявил он журналистам в литовской столице. Однако на брифинге в кишиневском аэропорту Траян Бэсеску сделал вид, что не планировал прилетать в Молдову и что это был “экспромт” – просто ему захотелось лично поздравить молдавский народ с успехом на вильнюсском саммите.

В преддверии саммита “Восточного партнерства” румынский президент спровоцировал очередной двусторонний скандал, заявив в прямом эфире телеканала TVR1, что объединение с Молдовой теперь является следующим, третьим по счету фундаментальным проектом Румынии (первыми двумя были вступление в НАТО и Евросоюз).

Так прямолинейно и откровенно Траян Бэсеску об “унире” еще не высказывался – до этого были уклончивые “объединение может состояться раньше, чем через 25 лет – после вступления Молдовы в Евросоюз”, “как только в Молдове будет сформировано подавляющее большинство тех, кто хочет объединения, то с нашей стороны не возникнет никаких препятствий” или “Молдова объединится с Румынией, если сама захочет этого”. И хотя румынский премьер Виктор Понта и поспешил назвать данное заявление Бэсеску “безответственным популизмом”, политологи склонны считать, что вбросив его в массы, Бэсеску приступил к реализации своего нового политического проекта.

Раскручивать его президент Румынии начал еще летом. Во время своего официального визита в Кишинев 17 июля, Бэсеску бросил знаковую фразу, что после истечения срока президентских полномочий он был бы рад стать гражданином РМ. Свое желание получить молдавское гражданство Траян Бэсеску объяснил “сантиментами”: мол, он очень бы хотел, чтобы все румыны жили в одной стране, и у них было одно гражданство, но если пока это невозможно, он хотел бы иметь гражданства “обоих румынских государств”.

Экспертное сообщество в сантименты такого прожженного интригана, как Бэсеску не поверило, и заподозрило его в начале крупной политической игры. Возможное молдавское гражданство румынского президента было названо “бомбой замедленного действия”. Политологи предположили, что Бэсеску мечтает стать новым Александром Иоаном Кузой. В январе 1859 года тот был избран сначала правителем Молдавского княжества, а 5 февраля того же года – князем Валахии, став, таким образом, первым правителем объединенной Румынии.

Но даже если с президентством в Молдове у Траяна Бэсеску ничего не выйдет (собственноручное подношение Бэсеску молдавским политическим бомондом президентского поста на блюдечке выглядит как-то утопично), своим активным включением в молдавскую политику он может убить сразу двух зайцев: избежать уголовного преследования на Родине и разыграть роль этакого политического мессии. Для молдавских сторонников унионизма под лозунгом “Я отведу вас в Румынию”, для румынских избирателей – “Я воплощу в жизнь мечту о Великой Румынии”. Как заявил политический аналитик Игорь Боцан, “своим нынешним визитом в Кишинев президент Румынии стремится укрепить унионистское движение в Молдове, к которому он хочет присоединиться после истечения его мандата в качестве президента”.

“Король” и его свита

Естественно, такое развитие событий не может устраивать ни политических оппонентов Бэсеску в Румынии, ни правящие в Молдове ЛДПМ и Демпартию. Одно дело - Бэсеску в качестве запрутского друга и партнера и совсем другое Бэсеску - потенциальный политический противник, который может сломать всю игру на правом фланге. Поэтому демократы и либерал-демократы наверняка станут активно препятствовать предоставлению Бэсеску молдавского гражданства, если он все-таки попросит его.

Но вся проблема в том, что соответствующие прошения рассматриваются и подписываются президентом. А Николае Тимофти практически вошел в “свиту” Бэсеску и, судя по его действиям и высказываниям, полностью разделяет позицию своего румынского коллеги. Например, в мае прошлого года Бэсеску и Тимофти в Бухаресте постановили, что молдаван в природе не существует. "Мы побеседовали и согласились, что Румыния и Республика Молдова — два независимых и суверенных государства, в которых живут в основном румыны. Была “поставлена точка в путанице о молдавском меньшинстве”, - заявил тогда Бэсеску.

Без каких-либо возражений гарант Конституции РМ выслушал унионистскую речь Траяна Бэсеску и 1 декабря на торжественном приеме по случаю Национального дня Румынии (дня объединения) во дворце Котрочень.

“Я озвучил на днях проект государственного значения, идею. Я выступил с размышлением и объявил пожелание в качестве президента Румынии. Думаю, это разделяет значительная часть румынского народа – о воссоединении с нашими братьями из Республики Молдова, о воссоединении, как один народ. Я указал, что это находится в зависимости от времени, от воли народа и от способности и изобретательности политиков”, - заявил Бэсеску в своей приветственной речи.

Да и само участие президента Тимофти в торжествах по случаю Дня объединения, который значительная часть молдавского общества считает днем оккупации Бессарабии Румынией, свидетельствует об открытой унионистской позиции молдавского президента. Николае Тимофти вообще стал первым главой Республики Молдова, принявшим участие в праздновании годовщины присоединения Бессарабии к Румынии. А как же тест на государственность?

Политический аналитик Алексей Тулбуре по этому поводу написал в социальных сетях: “Нет абсолютно никакой проблемы в участии президента страны в национальном празднике соседнего государства. Но когда соседнее государство празднует день присоединения к себе территории твоей страны, страны, которой ты руководишь сегодня, - это символический отказ от государственности. Если это личный выбор гражданина Тимофти - нет проблем. Но г-н Тимофти работает президентом, поэтому такое его поведение возмутительно и неприемлемо. Унизительно для молдавской нации. Впрочем, для него это слишком тонко”.

Другой верный член “свиты” Бэсеску – кишиневский примар Дорин Киртоакэ день “единения всех румын” отметил в Алба Юлии – городе, где 1 декабря 1918 года было объявлено о присоединении Трансильвании к Румынии. Прочитав собравшимся стихи собственного сочинения о том, что “кровь - не водица”, Киртоакэ по примеру Бэсеску объявил, что реинтеграция румынского народа “становится главной целью 21 века”.

В Кишиневе “свита” Бэсеску тоже активно старалась: около тысячи унионистски настроенных граждан станцевали хору вокруг здания правительства, “требуя от руководства объединения с румынами из-за Прута”, как сообщил общественный телеканал. А вечером, прямо во время церемонии зажжения огней на главной столичной елке, ведущий проскандировал: “Да здравствует праздник! Да здравствует великое объединение! Мы пойдем до конца для реализации нашего идеала! С праздником, Кишинев, с праздником, Румыния!”. Про Молдову никто вспоминать даже не стал.

Ты - мне, я – тебе

Автором идеи сделать из Траяна Бэсеску гражданина страны, которую он категорически не признает с замахом на возможное президентство, считается генеральный примар Кишинева Дорин Киртоакэ. Именно он во время визита Бэсеску 17 июля предложил, чтобы действующий президент Румынии получил молдавское подданство, начал политическую карьеру в Молдове и “продолжил борьбу на этом берегу Прута вместе с нами”.

Как заявил тогда Киртоакэ, Бэсеску может получить в РМ “любую должность, которую он бы захотел”. Впрочем, не исключено, что вовсе не Дорину Киртоакэ принадлежит авторство идеи “Бэсеску – гражданин РМ и будущий молдавский политик”. Эта мысль вполне могла зародиться в головах советников Бэсеску или в “мозговом центре” Демократической либеральной партии Румынии, являющейся партией действующего румынского президента. А Киртоакэ ее озвучил - так сказать, в качестве инициативы снизу, готовя почву для дальнейшего политического маневра Траяна Бэсеску.

В принципе, такое двустороннее сотрудничество на руку обеим сторонам. Бэсеску официально оформляет свое политическое присутствие в РМ на основе Либеральной партии Гимпу-Киртоакэ. А ЛП, благодаря популярности Бэсеску у определенной части унионистски настроенного электората, готовой всегда носить действующего президента Румынии на руках, восстанавливает свои позиции на правом фланге. Позиции, изрядно расшатанные бывшими союзниками при переформатировании правящей коалиции (Михай Гимпу утверждает, что за расколом ЛП и исходом “либералов-реформаторов” стоит Владимир Филат).

Для ЛДПМ и Демпартии такой трансграничный политический союз (если он все-таки будет иметь место) крайне нежелателен. Но президентские полномочия у Траяна Бэсеску истекают в декабре 2014 года. То есть тогда, когда в РМ полным ходом должна идти предвыборная кампания или парламентские выборы. А кто гарантирует, что президент Тимофти в это время под шумок в качестве жеста доброй воли не подпишет заявление о предоставлении молдавского гражданства гражданину Румынии Траяну Бэсеску?

Впрочем, румынская пресса не исключает, что действующий румынский президент в 2014 году может продолжить свою политическую карьеру и в другом статусе – в качестве генерального секретаря НАТО. Якобы его кандидатура с рядом других потенциальных кандидатов обсуждается западными канцеляриями, поскольку мандат действующего генсека истекает в августе следующего года. Так что будет, где развернуться министру обороны РМ Виталию Маринуце, страстно мечтающему о вступлении Молдовы в НАТО.

Так что же отмечали в Кишиневе 1 декабря? На самом деле, под видом начала новогодних праздников как мэр столицы, так президент независимого молдавского государства праздновали начало разрушения Республики Молдова, и присоединения ее к соседней Румынии в качестве заштатной провинции, как это было уже почти 100 лет назад. К сожалению, народ, который пришел на центральную площадь Кишинева посмотреть на огни новогодней елки и порадоваться началу зимы, не расслышал в призывах мэра города его истинных намерений. А кричал Дорин Киртоакэ: «La multi ani Chisinau, La multi ani Romania!”. В его мечтах Кишинев – это уже часть Румынии.

0
0
1
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

К какому этносу вы себя относите?