Приднестровье новостей: 1381
Война в Украине новостей: 5290
Евровидение новостей: 501
Президент новостей: 3991

Три пути для Игоря Додона

16 ноя. 2016, 11:40   Политика
38668 20

Три пути для Игоря Додона
Фото: mail.ru

Ксения Флоря

Если не случится ничего экстраординарного, и Конституционный суд признает итоги выборов, то недели через полторы-две лидер ПСРМ Игорь Додон принесёт присягу на верность стране и народу, и станет пятым президентом Республики Молдова.


Наверняка в команде Додона уже выработана определенная среднесрочная стратегия и продуманы, какими будут первые шаги нового главы государства.

В экспертном сообществе тем временем говорят, что у Игоря Додона есть три основных пути, но если он не станет действовать быстро, решительно, по максимуму выжимая возможности президентских полномочий, а то и переступая через них, нынешняя власть его просто “перемелет и съест”. Как это произошло с когда-то ведущими партиями и политиками страны - Владимиром Филатом и ЛДПМ, Владимиром Ворониным и ПКРМ, пострадавшими от своей нерешительности и конформизма.

“Нигерийский сценарий” для Молдовы

Если исходить из предвыборной платформы будущего президента, то “Программа первых 100 дней” у Игоря Додона такова: отправиться с первым зарубежным визитом в Москву, где новый президент собирается инициировать переговоры по разработке и подписанию Соглашения о стратегическом партнёрстве о дружбе, экономическом сотрудничестве и приднестровском урегулировании, договориться о полном открытии российского рынка для молдавской продукции и снятии всех запретов для молдавских граждан на пребывание в России.

Потом президент намерен совершить визит в Брюссель, в ходе которого собирается настаивать и на создании трёхсторонней комиссии при участии США, ЕС и РФ по обеспечению международных гарантий нейтралитета Молдовы. Следующий пункт – встреча с будущим лидером непризнанной ПМР, с которым Игорь Додон собирается обсудить накопившиеся проблемы и приступить к поиску компромисса по политическому проекту урегулирования.

В “Программу 100 дней” также входит обращение к президенту Румынии с инициативой подписания полноценного Договора о границе, а не той пародии на пограничный договор, что подписан на данный момент; добиваться проведения досрочных парламентских выборов, плотно заняться “делом о краже миллиарда” и “остановить унионизм”. “Дам поручение СИБ и прокуратуре о пресечении деятельности унионистских организаций в Молдове. Буду добиваться принятия в парламенте закона о запрете унионистов”, - говорится в предвыборной Платформе Игоря Додона.

Политические аналитики считают, что первыми шагами Додона-президента ни в коем случае не должна становиться борьба с унионизмом или концентрирование на языково-исторических вопросах (Игорь Додон обещал вернуть в учебную программу “Историю Молдовы”). Во-первых, это только обострит напряженность в обществе: унионисты после победы Додона и так чересчур возбуждены, чувствуя, что их комфортному существованию может прийти конец. Во-вторых, как считает политический аналитик Виктор Чобану, это будет вариантом ложных усилий и определенного конформизма.

На своём первом после оглашения предварительных результатов выборов брифинге Игорь Додон заявил, что станет президентом для всех граждан и предложил своему контркандидату Майе Санду встретиться, чтобы обсудить, что будет дальше.

Эксперты говорят, что даже если Санду не согласится на встречу, будет символичным, если Игорь Додон в качестве президента учтёт пожелания противоположного лагеря и в начале своего президентства сосредоточится на общей повестке.

“Игорь Додон сразу же после выборов сказал, что готов учесть пожелания другого лагеря, а Майя Санду в ходе предвыборной кампании обещала ходатайствовать о международной помощи в расследовании “дела о миллиарде”. Почему бы Додону, после того как он вступит в должность, не обратиться, скажем, к США с просьбой оказать помощь в расследовании и возвращении в страну украденных средств? Тем более что в Соединенных Штатах поменялась администрация, а Додон приветствовал победу Трампа”, - предлагает Виктор Чобану.

Это был бы так называемый нигерийский сценарий для Молдовы: в 2015 г. новый президент Нигерии Муххамад Бухари, столкнувшись с фактически пустым бюджетом и утечкой за рубеж огромных сумм, посетил Белый дом, чтобы попросить Соединенные Штаты о помощи для возвращения в страну миллиардов долларов, украденных рядом высокопоставленных нигерийских чиновников. Большая часть вывезенных средств оказалась на Западе. Благодаря помощи Великобритании и США, всего за год - к июню 2016 г., сумма возвращенных бюджету Нигерии средств составила $9,3 млрд.! Чем не пример реальной антикоррупционной борьбы для Республики Молдова? Да и сторонникам Майи Санду явно будет импонировать, если президент Додон обратится за поддержкой в расследовании “дела о краже миллиарда” именно к американской стороне.

Другая точка соприкосновения – досрочные парламентские выборы. Кроме того, в ходе предвыборной кампании Майя Санду говорила, что, став президентом, на должность премьер-министра, генерального прокурора, судей, директора СИБа и другие руководящие посты она будет выдвигать и назначать только ответственных людей, не замеченных ранее в коррупционных и противоправных деяниях.

Игорь Додон тоже обещал назначить нового генерального прокурора – настоящего профессионала, не замешанного в коррупции, а также инициировать тотальную проверку чиновников высших сфер власти, судей, сотрудников прокуратуры и их семей на предмет происхождения средств и активов. “Виновные будут наказаны, а их имущество конфисковано”, - говорилось в предвыборной программе лидера ПСРМ.

Как раз на этом на первом этапе своего президентства, считают политологи, и мог бы сосредоточиться новый глава государства, тем более что громкие антикоррупционные разоблачения, скандалы и отставки только добавят очков в его рейтинги.

Три модели

Российский эксперт Юрий Нагерняк в ходе видео-моста Москва – Кишинев, посвященного итогам второго тура президентских выборов в Молдове, заявил, что у новоизбранного президента Республики Молдова есть три пути или модели для дальнейших действий.

Первая модель – оставить всё как есть: “Будет определенная риторика, некая показушность, но особо ничего не изменится”. Второй вариант – медленно, в соответствии с законом и своими полномочиями, менять ситуацию, инициировать конституционную реформу, реформировать различные институты власти и подвести ситуацию к досрочным парламентским выборам. И, наконец, третий вариант – действовать форсировано.

Правда, законных возможностей для “форсированного сценария” у президента Республики Молдова нет – слишком он ограничен в своих полномочиях. Практически все свои действия и инициативы глава государства обязан согласовывать с парламентом, где у него на данный момент нет большинства, а это значит, что практически все его “антикоррупционные” и “антиолигархические” инициативы будут зарубаться на корню. Распустить парламент законными методами президент тоже не может - получается замкнутый круг.

Политический аналитик Корнелиу Чуря считает, что столкнувшись с сопротивлением парламента, Игорю Додону рано или поздно придется пойти по пути Петра Лучинского - он попытается расширить полномочия президента. “К этому неминуемо приходят многие молдавские политики, но парламент, как и в случае с Лучинским, не уступит, и Додону придется смириться. Или заключить стратегическое соглашение с ДПМ и объединить свои силы в парламенте. Мы не можем исключать и такого сценария”, - полагает эксперт.

Политолог Виктор Жосу уверен, что противостояние между президентом Игорем Додоном, который выиграл выборы с обещанием борьбы с олигархическим режимом, и парламентским большинством и правительством, которые олицетворяют этот режим, практически неизбежно. Другой вопрос – какую тактику изберёт Додон?

“Мне представляется, что тактика “мелких шагов” – не промульгирую один закон, второй, третий… в итоге окажется для него проигрышной. Наоборот, чем решительнее он себя поведет в этой борьбе, помня о народной поддержке (а в данном случае почти 100-процентной, потому что Майя Санду тоже шла с антиолигархическим месседжем), тем больше шансов будет у него на успех. Под успехом в данном случае имеется в виду получение на досрочных выборах лояльного парламентского большинства”, - полагает эксперт.

Виктор Жосу является сторонником так называемого форсированного пути. Да, законных оснований у президента для роспуска парламента и прочих форсированных шагов нет, и Игорю Додону, если он на это решится, придётся переступить через определенные законные нормы и превысить президентские полномочия. Но, как считает эксперт, решения, как и логика действий всенародно избранного президента в данном случае должны находиться не в юридической, а в политической плоскости.

“Новый президент должен констатировать состояние затянувшегося конституционного кризиса – точнее даже кризиса конституционности в Республике Молдова. Примеров для этого более чем достаточно, в том числе в действиях так называемого Конституционного суда. Необходимо указать путь преодоления этого кризиса. Всё это должно фиксироваться в специальных политических документах. Главное - надо исходить из того, что вновь избранный президент сегодня – единственная легитимная демократическая власть. Все остальные государственные институты свою легитимность утратили, сотрудничая с олигархическим режимом. Если всё должным образом обосновать – роспуск парламента становится делом техническим”, - считает Виктор Жосу.

Виктор Чобану в свою очередь отмечает, что после президентских выборов ПСРМ, по сути, вошла во власть (хоть по закону президент и должен выйти из партии) и стала частью власти. И если Игорь Додон не хочет, чтобы его и его партию впоследствии ассоциировали с “этим режимом”, он должен действовать решительно и быстро, а не идти по пути конформизма.

“Если начнутся ритуальные вещи, связанные с языково-историческими вещами и прочей имитацией бурной деятельности, то, во-первых, избиратели начнут разочаровываться, во-вторых, социалистов за очень короткое время “съедят”. Методы давно уже опробованы и хорошо известны: сначала дробят фракцию, потом разрушают партию, дискредитируют её руководство и т.д.”, - отмечает эксперт.

«Правых» ждет “братоубийственная война”?

Политологи говорят, что выборы 30 октября и 13 ноября выполняли не только свою утилитарную функцию – всенародное избрание президента, но и были чем-то вроде смотра политических сил в преддверии то ли досрочных, то ли очередных парламентских выборов.

Смотр сил продемонстрировал следующее: некогда фаворит политических рейтингов – “Наша партия” показала неожиданно низкий результат. Конечно, всё можно списать на то, что её кандидат в президенты Дмитрий Чубашенко - широко известная личность в узких, кишиневских кругах, регионам был мало знаком, но политические эксперты считают, что не только в этом дело.

“Сегодня “Наша партия” – это политформирование с лидером в изгнании. Ренато Усатый - в розыске, он находится за рубежом, поэтому перспективы его партии туманны”, - считает Виктор Чобану. Политологи не исключают, что если такая ситуация сохранится, то “Наша партия” растворится и уйдёт с политической сцены: часть политформирования перетечет к социалистам, часть объединится с другими партиями.

У победителя предвыборной гонки - Партии социалистов два возможных пути развития. Хотя Игорю Додону и придётся выйти из ПСРМ, его действия, как президента, автоматически будут отражаться на рейтингах и имидже политформирования. Поэтому, как считает Корнелиу Чуря, позиции ПСРМ на «левом» фланге либо усилятся, либо - если президент не будет действовать решительно, это ослабит Партию социалистов.

Что касается «правого» лагеря, то, как отмечают политологи, феноменально высокий для начинающего политика результат Майи Санду на президентских выборах стал результатом тандема партий PASи Платформы DA. “Без поддержки DAСанду никогда бы не получила столько голосов. Если эти партии смогут сохранить такую форму сотрудничества и капитализировать полученные результаты, то они могут получить и хорошие результаты на парламентских выборах”, - считает Виктор Чобану.

А вот Корнелиу Чуря уверен, что очень скоро «правую» оппозицию ждёт период разборок и взаимных обвинений и даже “братоубийственной войны”. С одной стороны, у Платформы DAнакопилось много серьезных претензий к PASи Майе Санду. С другой - пока непонятно, насколько серьёзно Майя Санду настроена дальше продолжать политическую карьеру. С третьей - «правый» фланг созрел для укрупнения, т.к. той же ЛДПМ нужно куда-то пристроиться. Корнелиу Чуря не исключает, что результатом “братоубийственной войны «правых” в итоге станет появление на «правом» фланге одной политической силы.

«В общем, перспективы сейчас рисуются разные, но все эти прогнозы могут сойти на нет в один момент – если ДПМ, располагая большинством в нынешнем парламенте, изменит избирательную систему и создаст мажоритарные одномандатные округа. Поэтому, как мне думается, президенту Додону следует поспешить с роспуском этого парламента и не тянуть резину”, - говорит Виктор Жосу.

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

© Бизнес

Будете ли вы принимать участие в проходящей в Молдове переписи населения?