Приднестровье новостей: 1423
Война в Украине новостей: 6159
Евровидение новостей: 506
Президент новостей: 3996

Членам АЕИ-3 запрещено критиковать коллег и вредить имиджу альянса

26 июл. 2015, 9:15   Политика
8932 21

Фото: moldova.org

Ксения Флоря

ЛДПМ, Демпартия и ЛП опубликовали политическое соглашение о создании и функционировании Альянса за европейскую интеграцию под №3. Документ вышел многословным и откровенно циничным. Одна только фраза из перечня заявленных задач “Повышение уровня жизни населения посредством искоренения бедности, устойчивого экономического развития в условиях свободной конкуренции, укрепления законности и уважения гражданских прав” чего стоит.

Особенно цинично она выглядят на фоне недавнего решения НАРЭ о повышении тарифа для потребителей электроэнергии Gas Natural Fenosa на 37% и тарифа на газ на 15,3%, последовавшего после резкой девальвации лея в результате кражи миллиарда евро из банковской системы. Новые тарифы, по подсчетам экономического эксперта Георге Костандаки, облегчат карманы граждан как минимум на полтора миллиарда леев и повлекут за собой очередной виток роста цен. Вот такая она – “борьба с бедностью” по-молдавски.

Повышенные обязательства

Остальные пункты соглашения о создании АЕИ-3 выглядят так же формально и декларативно. "Формирование проевропейского правления - жизненно важно для национальных интересов Республики Молдова”, - гласит документ. Прежде всего, для того, чтобы “эффективно искоренить коррупцию”.

Бороться с этим социальным явлением АЕИ-3 собирается путем деполитизации правовых институтов и находящихся в подчинении парламента независимых учреждений с функцией контроля. В который уже раз! Как метко подметил один из политологов, в условиях нынешней молдавской действительности это все равно, что пообещать высечь самого себя.

Следующее обязательство партнеров по коалиции - “ускорить и более эффективно провести реформу юстиции”. А своей приоритетной задачей они называют реформу прокуратуры. Согласно тексту соглашения, реформа будет проводиться в тесном сотрудничестве с Европейской комиссией, к которой официальный Кишинев обратится с просьбой прислать в Молдову специальную миссию ЕС в области юстиции.

Однако если принять во внимание нынешние телодвижения вокруг утверждения Майи Санду кандидатом на пост премьер-министра, искренность намерений ЛДПМ, ДПМ и ЛП “деполитизировать” и “эффектно реформировать” вызывает большие сомнения.

Майя Санду согласилась возглавить правительство при условии отставки президента Национального банка Дорина Дрэгуцану и генерального прокурора Корнелиу Гурина. Она считает, что именно “эти два чиновника в первую очередь виновны в том, что из трех банковских учреждений республики был выведен в неизвестном направлении 1 млрд. евро”.

Однако это требование категорически не устраивает руководство ДПМ, контролирующее Генпрокуратуру и Нацбанк. Как не устраивает и условие Майи Санду о самостоятельном формировании правительственной команды.

Отказывая потенциальному кандидату в премьеры в увольнении чиновников, как минимум не справившихся со своими служебными обязанностями в деле о краже миллиарда, ДПМ, ЛДПМ и ЛП, в то же время в соглашении о создании альянса клянутся разобраться с кражей средств из BEM, Unibank и Banca Sociala, вернуть похищенные деньги и привлечь к ответственности лиц, виновных в грабеже.

Активная оппозиция, ссылаясь на уже проделанную следственную работу в парламенте по делу BEM, очень сомневается в искренности данного обещания. А пользователи социальных сетей иронизируют, что власти уже начали возвращать украденный миллиард – опустошая карманы населения путем повышения тарифов, последующего роста цен и девальвации национальной валюты.

Далеев своем политическом соглашении ЛДПМ, Демпартия и ЛП обещают улучшить деловую среду, обеспечить свободную конкуренцию, открыть новые рабочие места, обеспечить энергонезависимость страны “посредством подключения электроэнергетических и газовых сетей к европейскому энергетическому рынку” (о строительстве двух высоковольтных ЛЭП с Румынией говорят уже как минимум 15 лет).

А в пункте 6(k) обязуются “срочно выполнить условия, необходимые для расходования средств европейских фондов и других фондов партнеров по развитию” и обеспечить “абсолютную транспарентность в привлечении и расходовании средств европейских фондов”.

Курс на европейскую интеграцию в соглашении о создании АЕИ-3 провозглашается национальным приоритетом. А принятие новой Конституции, соответствующей европейским стандартам, – национальным интересом.

Правда, пока в альянсе готовы довольствоваться изменением одной ст. 78 Конституции “Выборы президента”. Согласно п.19 соглашения, АЕИ-3 организует очередной конституционный референдум для того, чтобы президента можно было избирать простым большинством голосов.

А в том, что президент весной 2016 года будет избран, союзники даже не сомневаются: согласно п.3 соглашения, ЛДПМ, ДПМ и ЛП “обязуются обеспечить эффективное управление Республикой Молдова до следующих очередных парламентских выборов”.

Коалиционная дисциплина

Политическое соглашение о создании и функционировании Альянса за европейскую интеграцию №3 вводит жесткую внутрикоалиционную дисциплину: нынешние политические партнеры не один год состоят в союзных отношениях и прекрасно знают, кто на что горазд.

Согласно п.25 любое перераспределение должностей, компетенций, любые институциональные изменения должны производиться только на основе консенсуса на Совете Альянса. Неисполнение этого условия будет считаться "тяжким нарушением данного соглашения и приведет к прекращению деятельности и распаду Альянса, а также отзыву вотума доверия уутвержденного правительства”.

В случае если у премьер-министра вдруг обнаружится зуб на какого-нибудь министра или директора агентства, любая отставка или перестановки в обязательном порядке должны осуществляться только после консультаций исогласия того члена альянса, который делегировал данную персону на занимаемую должность.

В случае, когда одна из партий АЕИ потребует отправить в отставку выдвинутого ею министра, две другие партии альянса, а также премьер-министр, будут обязаны поддержать данное решение. А не как при Коалиции проевропейского правления, когда перед парламентскими выборами либерал-реформаторы потребовали уволить министра молодежи и спорта Октавиана Бодиштяну, переметнувшегося к ДПМ, однако союзники по КПП это требование проигнорировали.

Еще один оргвывод из “случая Бодиштяну”: партнерам по АЕИ-3 запрещено поддерживать и соглашаться на переход членов из одной партии/фракции в другую партию/фракцию, являющуюся компонентом альянса. Кроме того, представителям АЕИ запрещается голосовать за те законопроекты, по которым не было достигнут консенсус в рамках коалиционных структур.

А вот оргвывод из “дела Михая Гимпу”, который не раз своими откровениями о внутрикоалиционных разборках ставил союзников в неудобное положение. Отныне членам альянса надлежит согласовывать свои публичные высказывания по наиболее важным проблемам. Им запрещено предпринимать какие-либо действия, которые могут навредить имиджу альянса.

А членам правительства и другим представителям АЕИ в государственных структурах настоятельно не рекомендуется публично критиковать или высказывать мнения, “противоречащие решениям, принятым партнерами по альянсу в других областях деятельности”.

Все решения в рамках АЕИ, согласно подписанному документу, принимаются либо на генеральном собрании альянса – это расширенный орган, в который входит руководство партий, составляющих АЕИ, все депутаты от этих партий, министры и руководители госучреждений. Либо на встречах лидеров альянса. Либо Советом Альянса, в который делегируются по четыре представителя от каждой партии.

А ведь два года назад, выдвигая свой ультиматум союзникам, Владимир Филат требовал, чтобы “Совет Альянса, который в нарушение Конституции стал высшим органом власти в стране наподобие Политбюро ЦК КПСС, перестал быть таковым”.

Свой надправительственный орган будет продолжать действовать и в исполнительной власти: заседаниям правительства будут предшествовать заседания президиума правительства. Президиум, с которым в свое время Владимир Филат тоже активно боролся, будет утверждать повестку предстоящих заседаний кабинета министров и на основе консенсуса определять позицию правительства по спорным проектам.

Распределение портфелей с дальним прицелом

Что касается распределения должностей, то появившаяся в прессе информация подтвердилась. За ЛДПМ остался пост премьер-министра, у ДПМ – должность спикера, представитель ЛП станет еще одним заместителем председателя парламента.

Кандидатура будущего президента будет определена на основе консенсуса, так же как и кандидатура вице-премьера по реинтеграции.

ЛДПМ сохранила за собой министерство финансов, МВД, министерство иностранных дел и европейской интеграции, министерство сельского хозяйства. А также получила во владение министерство труда, социальной защиты и семьи (в прежних коалициях оно было у ДПМ) и министерство молодежи и спорта (до сих пор было у ЛП и ЛРП).

Демпартия к министерствам строительства и регионального развития, экономики, культуры, информационных технологий и связи получила минздрав и минюст.

Таким образом, вся судебно-правовая система теперь сосредоточилась в руках руководства Демократической партии. Такой монополизм не только не соответствует европейским практикам, но и чреват. ДПМ теперь контролирует банковский сектор, экономический блок, большинство контролирующих органов страны, судебную систему, прокуратуру, а теперь еще и минюст.

В этих условиях участь ЛДПМ, которая, обладая самой крупной фракцией из партий АЕИ, ради сохранения у власти согласилась променять министерство юстиции на министерство труда и соцзащиты, выглядит незавидно.

Если до сих пор либерал-демократы несли ответственность за хроническое невыполнение бюджета, исходя из того, что минфин, налоговая служба и таможня находились и находятся в их подчинении, то теперь ЛДПМ будет нести ответственность и за возможные перебои с выплатой зарплат и пенсий, если финансово-экономическая ситуация в стране вдруг каким-то чудом не улучшится.

В экспертном сообществе не исключают, что ДПМ попытается использовать этот расклад для того, чтобы со временем окончательно уничтожить ЛДПМ и вывести ее из игры. Параллельно помогая раскручиваться политическому проекту Юрия Лянкэ, который с течением времени займет политическую нишу ЛДПМ.

Так что по итогам нынешних коалиционных переговоров руководство Демпартии заключило довольно выгодную сделку. Удачным перераспределение портфелей оказалось и для либералов.

ЛП получила сразу два “хлебных” министерства - окружающей среды и транспорта. А также министерство обороны и министерство просвещения. В условиях молдавской действительности переход образовательной сферы от правоцентристской ЛДПМ с ее сравнительно умеренной позицией (даже несмотря на разрушительные действия в этой области Майи Санду) - к крайне правым унионистам из ЛП чреват серьезными последствиями. Как написал один из пользователей социальных сетей, националистически настроенные либералы “сделают всё возможное, чтобы выдавить всё разумное из системы образования”.

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

© Бизнес

Будете ли вы принимать участие в проходящей в Молдове переписи населения?