Приднестровье новостей: 1423
Война в Украине новостей: 6171
Евровидение новостей: 506
Президент новостей: 4000

Какая политика соседства нам нужна?

19 июн. 2015, 16:30   Политика
6386 9

Какая политика соседства нам нужна?
Фото: moldnews.md

Ангелина Таран

До подписания Соглашения об ассоциации между ЕС и Молдовой (27 июня 2014 г.) мы десять лет внедряли европейские нормы в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве и Плана действий Европейской политики соседства между Молдовой и ЕС (22 февраля 2005 г.). Благодаря этой программе, стало возможным ассоциирование нашей страны с Евросоюзом. Что нам дала эта политика соседства в реальной жизни? Учитывая, что 30 июня истекает срок, когда страны – участники ЕПС могут внести свои предложения по ее изменению, то Молдова тоже могла бы попытаться хотя бы сейчас начать отстаивать свои интересы.


Санитарный кордон

Европейская политика соседства (ЕПС) появилась в ответ на расширение границ ЕС в 2004 г. Создание вокруг своих границ «кольца» из дружественных стран было необходимо в целях безопасности. Поэтому в первую очередь ЕС решал свои задачи, открытым текстом говорили о формировании «санитарного кордона» вдоль границ ЕС с постсоветскими странами и постсоциалистическими странами.

А 16 стран-соседей получали возможность более тесного сотрудничества с ЕС в области политики, безопасности, экономики и культуры, а также финансовую помощь (через Европейский инструмент соседства и партнерства — ЕИСП, с 2014 г. его сменил Европейский инструмент соседства – ЕИС). Евросоюз хотел видеть добропорядочных соседей, разделяющих его ценности, а мы хотели жить лучше.

К тому же финансирование постоянно увеличивалось. Так, в рамках ЕИСП помощь ЕС нашей стране выросла с 40 млн евро в 2007 г. до 131 млн евро в 2014 г. Деньги были предназначены для реформ в области юстиции, образования, экономического развития и энергетики.


Не в коня корм

По-другому не скажешь, если знаешь, сколько средств было вбухано в реформу нашей юстиции. Эксперты Ассоциации за демократию и участие ADEPT и Независимого аналитического центра Expert-Grupв рамках исследования «Молдова в Европейской политике соседства: 2005-2014» проанализировали, что было сделано в этой области. В частности, были приняты три документа о политике, две концепции, одна стратегия, один кодекс, изменения в 19 законов и созданы новые госструктуры.

Непосредственно для борьбы с коррупцией тоже принято несколько документов о политике и минимум 15 законов. «Однако реальных изменений не так много, а уровень коррупции не только не снизился, но даже вырос», - делают вывод эксперты. Сопротивление реформированию они объясняют отсутствием желания ответственных лиц что-то делать в этом направлении, недостатком денег и качеством документов о политике. Но самое главное – антикоррупционные органы зависимы от политических партий.

Добавим, что это – не исключение, т.к. пришедшие к власти политики выдвигают на все руководящие должности госструктур своих людей. И эта практика – когда реально государством управляют не органы власти, а поделившие ее между собой партийные лидеры, отчетливо проявилась в 2009 г., с согласия и при поддержке европейцев. Поэтому, когда ЕС в последний год вдруг стал возмущаться высоким уровнем коррупции и воровства в Молдове, то, если быть честными, он этому способствовал, закрывая глаза на все нарушения «Альянса».

Бывший заместитель министра иностранных дел и европейской интеграции Юлиан Гроза заметил в ходе обсуждения итогов ЕПС: «Молдова – чемпион по разработанным законам. Когда мы не знаем, как решить проблему, мы изменяем законы и реорганизуем институты. За 25 лет реформ юстиции и прокуратуры коррупция уже стала частью нашего общества. Мне приходилось много общаться с гражданами на тему европейской интеграции. Как-то я попросил собравшихся в зале 70 человек поднять руку, кто в течение недели не брал, не давал взяток или не слышал об этом от родственников и друзей. Не поднялась ни одна рука. Чтобы бороться с коррупцией в верхнем эшелоне власти, нам нужна поддержка стран, которые достигли успехов в области юстиции. Менталитет наших сограждан будет меняться только под угрозой жесткого наказания». А как бороться с этим явлением, когда создалась круговая порука, ведь своих же не сдают?

«Величина штрафов по коррупционным делам в Молдове увеличилась в среднем с 6 тыс. у.е. в 2012 г. до 17 тыс. у.е. в 2015 г., Уголовный кодекс предусматривает также наказание в виде лишения свободы до 15 лет. А во Франции проблема коррупции практически решена, т.к. за дачу и получение взятки грозят 15 лет тюрьмы, штраф составляет от 1 млн евро и запрещено занимать определенные должности пожизненно», - сообщила заместитель директора Национального центра по борьбе с коррупцией Кристина Цэрнэ.

Несмотря на бурный процесс «реформирования» правовой системы, в Европейский суд по правам человека за эти десять лет было подано более 10 тыс. исков против Правительства Молдовы, что объясняется недоверием молдавским судам. По 280 случаям (в основном, за нарушение прав на справедливое судебное разбирательство, по защите собственности, свободы и безопасности, бесчеловечного обращения и непрофессиональных исследований) госбюджет должен выплатить более 14 млн евро.


Доходы растут медленнее, чем стоимость жизни

Обычный человек судит об изменениях в стране по своему уровню жизни и о деловой активности. По информации Национального бюро статистики, в I квартале 2015 г. располагаемые расходы населения составили в среднем 1853,6 лея в месяц, или меньше 90 евро на одного человека (с корректировкой на инфляцию рост составил 5,8% за год ).

По данным исследования «Молдова в Европейской политике соседства: 2005-2014», средняя пенсия в прошлом году покрывала прожиточный минимум на 83%. Правда, в 2006 г. – лишь на 57,2%, т.е. пенсии наших стариков растут. Однако как на них жить за пределами физического выживания? При этом число активного населения в Молдове снижается – попросту люди уезжают. Только в России, по данным ФМС РФ, в прошлом году официально находились 528 тыс. молдавских граждан, а с теми, кто неофициально, – 720-730 тыс.

Тот факт, что на местные выборы 14 июня на избирательные участки пришли только 3% граждан в возрасте от 18 лет до 21 года и около 22% - в возрасте от 21 года до 35 лет, говорит об их безразличии к происходящим в стране событиям, потому что молодые люди не связывают свое будущее с Молдовой. А это тоже красноречивый результат проводимой политики государства.


Много преференций, а экспорт снизился

В качестве одного из значительных достижений Европейской политики соседства авторы исследования называют рост экспорта в страны ЕС с 440 млн евро в 2005 г. до 1,1 млрд евро в 2014 г., зона Евросоюза стала для молдавских товаров основным рынком. Но необходимо отметить, что европейский рынок стал основным в ущерб российскому, который мы фактически потеряли. Напомню, что на те товарные позиции, на которые не объявлено эмбарго, введены таможенные пошлины. К чему это привело, можно судить по состоянию сельского хозяйства, две трети которого на грани банкротства, и терпящей убытки перерабатывающей промышленности.

В целом молдавский экспорт в январе-апреле 2015 г., по данным НБС, составил $639,4 млн, сократившись, по сравнению с аналогичным периодом 2014 г., на 16,7%. Если в ЕС отгружено продукции на $414,7 млн (на 0,3% больше, по сравнению с тем же периодом 2014 г.), то в Россию – на $71,7 млн (на 52,4% меньше, чем годом ранее).

По большому счету, наши проблемы с Россией не экономические, а из-за большой дружбы Молдовы с Евросоюзом. Но когда мы получили эмбарго (и в 2005 г., и в 2006 г., и в 2013 г., и в 2014 г.), что для маленькой страны со слабой экономикой равно катастрофе, почему европейские друзья нам не помогли? В последнем случае – когда были названы реальные, а не надуманные причины эмбарго - Молдова могла бы даже потребовать от ЕС компенсации понесенных убытков. Но не потребовала. И рынок Евросоюза не заменил нам потерянных в России объемов экспорта.

Почему наши власти не задумываются о том, как нужно выстаивать политику соседства со всеми странами, а не только с западными? Россия задолго предупреждала о том, что будет защищать свой рынок, когда Молдова подпишет Соглашение об ассоциации с ЕС, почему же мы не привлекли к переговорному процессу и российскую сторону, как это сделала, например, Украина? Почему в нашей стране во главу угла ставятся не экономические интересы, как во всем мире, а политические? Зачем нам политики, не умеющие находить общий язык с соседями, от которых мы к тому же зависим – ну не могут молдавское сельское хозяйство и остатки промышленности жить без российского рынка. И не Россия к нам должна прийти договариваться, а мы к ней, потому что это нужно Молдове, за исключением правящей верхушки.


Почему нет ожидаемого роста?

Экс-министр экономики и экс-вице-премьер, ныне председатель ТПП Валерий Лазэр считает, что всё не так уж плохо:

- Если мы не допустим ошибок (!), то российский рынок приоткроется дальше, - сказал г-н Лазэр в интервью NOI.md. - Мы хотели добиться быстрых результатов в экспорте в ЕС. Но нужно понимать, что за три-четыре месяца невозможно перенаправить торговые потоки в сотни миллионов долларов, которые создавались десятилетиями. Однако этот процесс происходит, и даже быстрее, чем я ожидал. При этом мы не декларировали отказ от традиционных рынков и переориентацию на европейский. Наша задача – модернизировать экономику по европейским лекалам, чтобы быть конкурентоспособнее. Тем более что нам даются на это определенные ресурсы и техническая поддержка. Но для этого нам нужно изменить законодательство и перенять лучшие западные практики. Европейский рынок открылся для молдавских товаров, другой вопрос – что мы не готовы освоить его потенциал, т.к. не достаточно иметь хороший торговый режим.

Теперь наша главная задача – выполнить технические требования, чтобы наша продукция стала конкурентоспособной. ЕС защищает своих потребителей высокими стандартами качества. Их соблюдение нашими производителями приведет к тому, что и молдавские потребители будут получать более качественную продукцию. А к тому времени, когда откроется российский рынок, мы тоже сможем поставлять туда более качественные товары.

Пока не все отечественные предприятия готовы выполнить эти требования. 15-20 лет назад в Польше, в которой развитый агросектор, тоже велись дискуссии о том, что будет с местными производителями, т.к. Европа не ждет польских товаров. Теперь мы можем воспользоваться опытом Польши и других стран, которые уже прошли процесс модернизации. С использованием передовых технологий наши товары станут конкурентоспособнее на всех рынках.

На формальном уровне российские коллеги говорят, что рынок России открыт для молдавской продукции, но она должна быть соответствующего качества. Если мы докажем всем, что наши товары очень качественные, и у нас есть солидная система обеспечения этого качества на уровне всех предприятий, тогда нам будет легче вести переговоры с российскими коллегами.

На данном этапе важна роль организаций по поддержке бизнеса, т.к. самые большие проблемы сегодня – на уровне предприятий. В настоящее время ТПП, имея финансирование со стороны европейских и других партнеров, оказывает предприятиям информационную и консультационную поддержку, организовывает деловые встречи и поездки, - сообщил Валерий Лазэр.


Бизнес не может развиваться, потому что…

" Это происходит потому, что в определенный момент успешные бизнесмены захотели стать успешными политиками, чтобы использовать рычаги власти для обогащения, - говорит исполнительный директор ADEPT Игорь Боцан в интервью NOI.md. – В нашей стране почему-то к воровству и коррупции относятся с индульгенцией, воспринимая это как умение жить и приспосабливаться. Для наших граждан важно: если украл, то главное – быть не пойманным, тогда ты – молодец. Это служит почвой для того, чтобы расцветала коррупция. А там, где это существует, бизнес не может развиваться, потому что есть бизнесмены, которые получили преференции. Они связаны с руководством страны, платят им «дань» или подкупают политиков. К сожалению, процесс евроинтеграции не помогает нам побороть коррупцию. Как раз происходит наоборот.

Глава представительства Всемирного банка в Молдове Алекс Кремер отметил, что за последние годы многие показатели коррупции в нашей стране не только не улучшились, а даже ухудшились в несколько раз, по мнению частных компаний, коррупция – вторая (после политической нестабильности) наиболее серьезная проблема. Я полагаю, что если мы как гражданское общество научимся быть солидарными, невзирая на естественные различия, которые между нами существуют, то можно будет надеяться на то, что власти окажутся под давлением общественного мнения, и мы сможем от них требовать исполнения не только своих обязанностей, но и предвыборных обещаний.

Всемирный банк объявил о приостановлении поддержки госбюджета Молдовы на $45 млн из-за мошенничества и коррупции в банковском секторе. По критерию борьбы с коррупцией нужно обусловить всю поддержку нашей стране со стороны доноров. Как будут тогда выкручиваться власти из этой ситуации – большой вопрос".

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

© Бизнес

К какому этносу вы себя относите?