Приднестровье новостей: 1421
Война в Украине новостей: 6152
Евровидение новостей: 504
Президент новостей: 3991

Гарштя: Грядет ли кризис масштабней, чем в 1998?

17 фев. 2015, 12:30   Экономика
7637 4
Фото: vfokuse.md
Экономический эксперт Натан Гарштя на ближайшее будущее прогнозирует для Молдовы мрачное будущее. В своем блоге он утверждает, что «говоря оптимистически, нас ждет кризис похуже того, что был в 2008 году и может даже хуже кризиса 1998 года. О пессимистическом варианте я вообще молчу», - пишет автор.

«В последнее время все больше людей спрашивают меня, что происходит с леем, и что будет дальше. Я попытаюсь как можно проще все объяснить (тем не менее, некие усилия вам все-таки придется приложить, прошу прощения). Итак:
Лей дешевеет не из-за внешних факторов, в чем нас пытается убедить Нацбанк. Внешние факторы влияли на лей на протяжении прошлого, 2014 года, и несмотря на его некоторое обесценивание, процесс этот был плавным, контролируемым и управляемым. Так, 22 октября 2014 года (когда все еще было тихо и мирно) рост курса доллара по отношению к уровню начала года составил 11% (мелочь, по сравнению с Украиной и Россией), а рост курса евро по отношению к уровню начала года составлял всего лишь 3%.

Потом состоялась «великая сделка» в «Banca de Economii» и «Banca Socială». Тогда из банков вывели 17 млрд.леев, купили на них валюту (около миллиарда евро) и отправили ее за границу. Эта операция стала роковой для экономики нашей страны, и я попробую разъяснить почему.

Ранее в нашей экономике было некое количество леев и было также и некое среднее количество валюты. Валюта постоянно вывозилась из страны и завозилась обратно (завозилась при экспорте, переводах, партнерской помощи и вывозилась, в основном, при оплате импорта). Количества этой валюты естественно колебались, но эти колебания были незначительными и медленными.

Потом из страны резко вывели существенную часть валюты. Это, несмотря на то, что объемы импорта не изменились, но импортерам резко стало не хватать валюты на оплату товаров. Очевидно, что по закону равновесия спроса и предложения, если какого-нибудь блага не хватает (в нашем случае это валюта), то его цена (курс по отношению к лею) растет. С помощью того же количества леев пытаются купить ставшее более редким благо – валюту, и соответственно его цена в леях растет. В создавшейся ситуации, цена доллара в леях уже не 14,5 леев за доллар, а намного выше. Таким образом, если бездействовать, курс лея снизится до новой отметки (другими словами, импорт станет настолько дорогим, что нам придется потреблять его намного меньше, и как следствие, объем импорта снизится, и давление на курс также снизится).

С 22 октября до сегодняшнего дня, менее чем за четыре месяца, курс доллара вырос на 30,3%, а евро – 16,6%. Но это еще не предел.

Я сейчас не стану снова говорить о том, кто отвечает за то, чтобы подобные ситуации не происходили (Нацбанк) и не стану говорить, кто ответственен за то, что мы все оказались в подобном положении (Нацбанк). Таперь давайте посмотрим, что можно предпринять в подобной ситуации и что произойдет дальше.

Для восстановления равновесия можно увеличить количество валюты на рынке или уменьшить количество леев, но для снижения давления на курс, Нацбанк сделал следующее:

• Вмешался на рынок, продавая валюту из собственных резервов. Естественно, что для покрытия дыры в миллиард евро, необходим другой миллиард евро (как и говорил Дрэгуцану на одной пресс-конференции). Таким образом, в течение нескольких недель было потрачено более четверти валютного резерва страны, после этого Нацбанк понял, что это не спасет ситуацию, и остановился.

• Увеличил ставки рефинансирования. Это приводит к увеличению ставок по кредитам и депозитам, что в свою очередь влечет за собой падение объема предоставляемых кредитов и (теоретически) увеличивает объем депозитов. Таким образом, в обороте остается меньше леев и снижается давление на курс.

• Увеличил обязательные резервы банков (в два этапа, первый - в феврале и второй будет в марте). Так банки будут обязаны хранить больше денег на своих счетах, что снова снизит количество леев в обороте и снова снизит влияние на курс.

Это примерно все, что может предпринять НБМ в создавшемся положении. Меры по снижению объема ликвидности на рынки не дают немедленных результатов, это процесс продолжительностью в 2-3 месяца. До тех пор дисбаланс сохранится (лей продолжит обесцениваться). Насколько он обесценится трудно сказать, потому как существует целый ряд факторов, влияющих на этот процесс, но даже с оптимистической точки зрения, нас ждет кризис похуже, чем в 2008 году и может быть даже хуже кризиса 1998 года. О пессимистическом варианте я вообще умолчу. Лишь после того, как курс стабилизируется, можно будет ослабить денежный режим (снизить ставки и резервы банков) и лишь тогда появятся условия для восстановления экономики.

Почему кризис случился и как он проявится, по пунктам:

• Самое прямое последствие – удорожание импорта. Это означает не только импортные автомобили и дорогие вещи из бутиков. Это означает подорожание электроэнергии и газа, медикаментов, бытовой техники, импортных продуктов. Это также означает цепную реакцию из-за подорожания импортного сырья для отечественного производства.

• Повышение всех тарифов, связанных с валютным курсом. Это в первую очередь ударит по валютным кредитам и по арендной плате.

• Как следствие мер стерилизации денежной массы, вскоре начнет ощущаться нехватка денежных средств среди компаний. Банки будут давать меньше кредитов, и кредиты станут намного дороже. Большинство контрактов о займах предусматривают изменения ставок в случае изменения ставок рефинансирования – уже предоставленные кредиты также подорожают. Кредитозависимые предприятия окажутся в очень сложном финансовом положении и многие из них станут неплатежеспособными.

• Вследствие всех перечисленных факторов, экономическая активность снизится или даже пойдет на спад. Финансовые затруднения пойдут по цепочке и дойдут до работников (сокращения, снижение заработной платы, снижение покупательской способности) и как следствие снижение потребления. Люди станут намного осторожней в тратах из-за ждущих их мрачных перспектив.

• Больней всего этот кризис ударит по импортерам товаров и услуг (многие и так работали в убыток, но еще не догадались изменить модель своего бизнеса) и по коммерсантам (магазины, торговые сети, онлайн торговля).

Но не будем лишь о плохом. Есть и хорошая сторона медали:

• Экспортеры получают уже больше леев, если за границей цена в валюте. Принимая во внимание тот факт, что ценовая политика на внутреннем рынке отреагирует на изменение курса не сразу, какое-то время прибыльность будет ощущаться.

• Люди, получающие деньги из-за границы получат больше денег в леях. Снова, спустя какое-то время, цены догонят рост курса, и этот эффект снизится.

Таково положение. Затяните потуже ремни и пересмотрите планы на отпуск. Увидимся, надеюсь, живы-здоровы по ту сторону тоннеля.

Спасибо, Нацбанк. Хорошая работа!

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Будете ли вы принимать участие в проходящей в Молдове переписи населения?