Приднестровье новостей: 1423
Война в Украине новостей: 6169
Евровидение новостей: 506
Президент новостей: 4000

Конституционный суд снова наступил на те же «языковые грабли»

27 янв. 2021, 17:59   Аналитика
15549 19

Конституционный суд (КС) поддержал запросы прорумынских депутатов, настаивающих на отмене закона о статусе русского языка в Молдове, принятого в декабре, сразу после президентских выборов.

Молдавский КС не впервые обращается к языковому вопросу, и, по мнению экспертов, с учетом предыдущих вердиктов, последнее решение было предсказуемым. Тем не менее оно сформировало почву для новых спекуляций по столь деликатной теме и создало предпосылки для очередного витка напряжения в обществе. В действующем правительстве заговорили о рисках эскалации и необходимости привлечь для урегулирования ситуации Венецианскую комиссию и партнеров по развитию.

Социалистам было адресовано немало претензий в том, что закон принят в суете и спешке, без детального обсуждения, исключительно в электоральных целях и понадобился для получения политического капитала среди русскоязычных в случае организации досрочных парламентских выборов. В ПСРМ парируют, что после демонтажа олигархического режима пришлось решать множество важных проблем, а затем разразился пандемический кризис, на фоне которого решение языковых вопросов было перенесено. А главное заключается в том, что ДПМ и при Плахотнюке, и при Филипе категорически возражала против такого закона.

Законодательный вакуум

Еще при Советском Союзе, в сентябре 1989 г., у нас был принят закон «О функционировании языков на территории Молдавской ССР», согласно которому русскому языку присваивался статус средства межнационального общения. Принято считать, что тем самым русскоязычным гражданам, которых в Молдове в тот период было большинство, давали понять, что их права будут защищены и выходу республики из СССР противиться не стоит. В июне 2018 г. по запросу депутатов Либеральной партии КС признал закон устаревшим, а попытки его обновить не предпринимались, в связи с чем в данной̆ сфере возник законодательный вакуум.


После этого Игорь Додон, занимая пост главы государства, неоднократно заявлял, что намерен вернуть русскому языку его прежний статус и ввести системный подход к проблеме функционирования языков в многонациональном молдавском обществе. Он напомнил, что после провозглашения независимости причиной конфликтов в Приднестровье и Гагаузии стал, главным образом, языковой вопрос. Тогда Кишинев пошел на уступки, закрепив за русским специальный статус языка межнационального общения. «Так как в Республике Молдова 35% населения говорят на русском языке, я думаю, что такой подход актуален и сегодня», - считает Додон.

Законопроект о функционировании языков на территории Молдовы (также известный как закон о статусе русского языка) был зарегистрирован в парламенте 1 декабря в качестве инициативы группы депутатов от Партии социалистов. В роли авторов фигурируют Василий Боля, Богдан Цырдя и Андриан Лебединский. По их словам, документ призван законодательно вернуть русскому языку статус языка межнационального общения. Кроме того, он обязывает госслужащих, чтобы те по просьбе граждан отвечали на русском, в том числе письменно. Согласно документу, во взаимоотношениях с органами государственной власти, а также с предприятиями и организациями, расположенными в нашей стране, языком устного и письменного общения является государственный язык и/или русский язык как язык межнационального общения по выбору гражданина.

Уже 16 декабря закон был принят в окончательном чтении голосами ПСРМ и платформы Pentru Moldova. Одновременно одобрен еще ряд законопроектов, в том числе об инструкциях к лекарствам с дублированием на русском языке, пакет об автономии Гагаузии, о возвращении Республиканского стадиона в собственность государства, об отмене запрета на вещание телеканалов из России. Игорь Додон заявил о намерении промульгировать законы до инаугурации Майи Санду. «Мне кажется, что следующий президент эти законы не подпишет», - сказал он.

Поддержать этот блок законов отказались депутаты от партий «Действие и солидарность» и «Платформа Достоинство и правда». Накануне они попытались заблокировать работу парламента и провели акцию протеста с участием своих сторонников.

«Мы поняли, что вопросы языка подождут»

К социалистам было высказано немало претензий в связи с тем, что закон приняли лишь после победы Майи Санду на выборах президента и в контексте ожидаемых выборов в парламент. В частности, депутат партии «Платформа Достоинство и правда» Дину Плынгэу заявил, что языковой закон понадобился социалистам для получения политического капитала среди русскоязычных в случае организации досрочных парламентских выборов. По его мнению, ПСРМ обращается к своему традиционному электорату, особенно на фоне появления партий, которые позиционируют себя как пророссийские, пытаясь завоевать политическую почву. В то же время многие считают, что решить вопрос о статусе русского языка социалисты могли еще в 2019 г., в союзе с демократами.

Как поясняет депутат Гайк Вартанян, к этой задаче вернулись только сейчас, поскольку после демонтажа олигархического режима пришлось решать множество важных проблем, среди которых восстановление функциональности государства, экономические и другие насущные темы. «А потом грянула пандемия...», - отметил Вартанян. Кроме того, по его словам, в ДПМ есть достаточно депутатов, которые считают себя румынами и к этому вопросу относятся прохладно. В то же время в предвыборный год любые действия властей оппозиция расценивала как электоральные.

Вице-спикер парламента Влад Батрынча подчеркивает, что закон о языке ПСРМ планировала принять в конце декабря вне зависимости от результатов президентских выборов. Социалист напоминает, что после решения КС о признании закона 1989 г. устаревшим многие говорили, что он не функционирует. «Фактически была взята выжимка из этого закона и предложена парламенту с устранением тех вещей, которые КС признал устаревшими. Документ предусматривает, что у нас один госязык. У русского языка есть специальный статус согласно Конституции. Мы ничего не меняли. В Гагаузии – помимо государственного и русского, должен быть гагаузский, в Тараклии – болгарский. Специалисты говорят, что в законе ничего не выходит за рамки Конституции и адекватных норм», - отметил Батрынча в эфире частного телеканала.

ПСРМ утверждает, что принятыми 16 декабря законами она «выполнила свои обещания перед избирателями». «Мы восстановили право русскоговорящих, предложив ввести особый статус языка межнационального общения, как это было уже более двух десятилетий в истории нашей страны. Этот закон поможет гармонизировать межэтнические и межкультурные отношения в нашем многонациональном государстве. Закон также предусматривает создание необходимых условий для защиты и развития языков национальных меньшинств», - сказано в пресс-релизе.

Как считают депутаты, Молдове нужен новый закон, который защитит граждан от дискриминации и гарантирует им право получать нужную информацию на родном языке – будь то русский, гагаузский, болгарский или украинский, так как все эти языки наряду с государственным сформировали молдавскую культуру и традиции. Конституция предусматривает, что порядок функционирования языков в республике Молдова должен регулироваться органическим законом, поэтому возвращение русскому языку статуса языка национального общения вполне оправдано, так как после решения КС 2018 г. в законодательстве образовался пробел.

«У демократии есть цена»

Между тем «языковой» закон получил ряд отрицательных отзывов, в том числе со стороны Высшего совета магистратуры. В ВСМ отмечают, что были допущены серьезные нарушения законодательной процедуры, среди которых отсутствие консультаций с общественностью, отзывов соответствующих органов и экспертизы. «Язык государства – это элемент национальной идентичности. Я не считаю возможным продвижение этого проекта без начала широких общественных консультаций», - сказала на заседании ВСМ докладчик по теме Каролина Чугуряну-Михайлуцэ. В итоге ВСМ единогласно решил дать отрицательный отзыв.

Закон не получил и поддержки правительства. По мнению экспертов, один из основных мотивов заключается в том, что реализация проекта потребует денежных расходов, но их анализ не проводился. «Подсчеты будут сделаны по ходу дела. Сбалансируем бюджеты и так далее. Но знаете, в чем проблема? Нам говорят, что у демократии есть цена. Мы не разделяем, мы объединяем общество. Нормально и естественно дать языку такой статус законодательно, чтобы не было неопределенности», - говорит депутат от ПСРМ Богдан Цырдя.

«Многие законы принимаются без одобрения исполнительной власти. Это нормальное явление», - заявил по данному поводу действующий министр юстиции Фадей Нагачевский.

Аргументы авторов запроса

В минувший четверг, 21 января, КС рассмотрел запрос прорумынских депутатов по поводу конституционности закона об особом статусе русского языка. Ходатайства направили депутаты Октавиан Цыку, Дину Плынгэу и Мария Чобану. Они требовали приостановить действие закона до вынесения вердикта, однако КС отказал, сославшись на отсутствие «разумных доводов». По мнению судей, при обращении в суд не было представлено никаких аргументов, подтверждающих «возможность неизбежного и непоправимого ущерба и негативных последствий применения оспариваемого закона».

Независимый депутат, председатель Партии национального единства Октавиан Цыку, который известен в качестве активного сторонника объединения Молдовы с Румынией, отметил в своем запросе, что закон «был принят без соблюдения процедурных норм, противоречит Декларации о независимости РМ и многим положениям Конституции». По его мнению, «хотя Основной закон признает и охраняет право на сохранение, развитие и функционирование русского и других языков, он не подразумевает, что русскому языку может быть придан приоритетный статус».

Ссылаясь на данные последней переписи населения, Цыку заявил, что «в РМ проживает 4,1% этнических русских, и определение языка одного из нацменьшинств с такой долей от общего числа населения в качестве языка межнационального общения, нарушает принцип равенства, прописанный в Конституции». По его словам, возможность обращения к чиновникам на русском языке (право, которое обеспечивает новый закон), «автоматически косвенно придает ему статус государственного», что также противоречит Основному закону.

Депутат партии «Платформа Достоинство и правда» Дину Плынгэу утверждает, что некоторые положения закона дискриминируют общество с языковой точки зрения. По его словам, практически каждый бюджетник должен будет знать русский язык, что «несправедливо и неконституционно». Также потребуется знание этого языка при трудоустройстве, а документы госорганов должны перевести на русский, что не все смогут сделать из-за больших расходов. Плынгэу ссылается и на нарушение ст.10 Конституции, в которой упоминается о единстве народа и праве на идентичность.

Один из авторов языкового закона, депутат Василий Боля на заседании суда отметил, что, по его мнению, КС следует поддержать конституционность рассматриваемого закона, поскольку русский язык является одним из широко используемых в молдавском обществе. В то же время он привел в качестве аргумента тот факт, что все документы государственного значения, а также все правовые акты так или иначе переведены на русский язык. Эту позицию поддержал в КС и министр юстиции Фадей Нагачевский в качестве представителя правительства.

«Ситуация повторяется»

По итогам разбирательства закон о статусе русского языка был признан неконституционным. Однако решение не было единогласным: судья Владимир Цуркан выразил особое мнение, поддержав авторов оспоренного закона. По словам председателя КС Домники Маноле, объявившей вердикт, «государственным языком Молдовы является румынский, государство признает право на сохранение и функционирование русского и других языков в стране, а оспариваемый закон дал бы русскому языку такой же статус, как и румынскому».

Она упомянула, что суд принял во внимание положения решения КС от 2013 г., согласно которому государственным языком в РМ является румынский. Речь идет, напомним, об одном из самых неоднозначных вердиктов КС, вынесенном по запросу либералов об изменении четко указанного в Конституции наименования языка. После этого эксперты заявили о превышении судом полномочий, а также профессиональных, этических и нравственных норм, считая, что, исходя из положений Основного закона, КС не имел права принимать и рассматривать это обращение, а также ставить выше Конституции Декларацию о независимости, которая принята простым постановлением парламента за несколько лет до утверждения Конституции.

На брифинге после заседания 21 января глава КС заявила, что из ст. 13 Конституции можно сделать вывод, что «она защищает две ценности: румынский язык как государственный язык и право на функционирование других языков на территории страны». «Законодательный акт придал русскому языку особый статус среди этнических меньшинств, статус, не вытекающий из Конституции», - отметила Маноле.

Председатель КС сослалась на результаты проведенной в 2014 г. переписи населения по родному языку. «Суд использовал эту статистику, потому что он связал свой анализ с правами лиц, принадлежащих к этническим меньшинствам, и принял во внимание их родные языки, а не языки, на которых обычно говорят. Таким образом, румынский язык является родным языком не менее 77,86% населения Республики Молдова, русский язык – 9,39%; гагаузский язык – 4,08%; украинский язык – 3,82%; болгарский язык – 1,48%», - заявила Домника Маноле.

При этом, согласно данным Facebook, при установке на своих гаджетах этой социальной сети 1,2 млн человек из Молдовы выбрали государственный язык, а 1,1 миллиона – русский.

Заседание проходило на фоне протестов у здания КС: одни манифестанты требовали отмены закона, а другие поддерживали его принятие. Когда Фадей Нагачевский вышел на улицу, ряд протестующих освистали его, назвав «предателем». Некоторые из них набросились на министра, угрожая физическим насилием, но благодаря вмешательству полиции нападение было предотвращено. На брифинге Нагачевский назвал проявленную агрессию актом шовинизма, который недопустим в Молдове. Он высказал намерение уведомить партнеров по развитию и дипломатические миссии об ухудшения ситуации и рисках эскалации, а также направить обращения в международные структуры.

В Молдове снова наступают на те же «языковые грабли», которые уже неоднократно расшатывали ситуацию в стране. «В 2019 г. был Конституционный суд, который пересек все красные линии, и Венецианская комиссия вмешалась, чтобы остановить эту деградацию. К сожалению, ситуация повторяется. Мы попросим ООН и институты Совета Европы обратить внимание на эту ситуацию и обратимся к Венецианской комиссии с просьбой заблокировать такие вмешательства», - отметил глава Минюста.

P.S. О дальнейшем развитии событий после решения Конституционного суда, а также мнениях и оценках, высказанных политиками и экспертами, читайте завтра на Noi.md.

Виктор Суружиу

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

К какому этносу вы себя относите?