Приднестровье новостей: 1423
Война в Украине новостей: 6169
Евровидение новостей: 506
Президент новостей: 4000

Кодекс об образовании: бизнес-навыки вместо патриотизма

8 июл. 2014, 9:25   Общество
13461 1
Фото: open.by
Ксения Флоря

Парламентская комиссия по культуре, науке, образованию, молодежи и СМИ провела публичное обсуждение нового проекта Кодекса об образовании. Мероприятие получилось камерным и узконаправленным.

“А где, собственно, депутаты – члены комиссии? С кем нам дискутировать: с г-жой Санду, ее заместителем, г-ном Лучинским и все?”, - удивилась специально приехавшая на слушания из Флорешт активная сторонница системы домашнего обучения Алла Стырку. “Кроме меня здесь присутствует еще один депутат – Олег Цуля. Остальные члены комиссии находятся на пленарном заседании парламента. Мы не можем предсказать, сколько оно еще будет продолжаться”, - ответил председатель комиссии Кирилл Лучинский.

В итоге то, что было анонсировано, как публичные слушания, на самом деле выглядело публичном выслушиванием – министра просвещения Майи Санду и ее заместителя Лилианы Николаеску-Онофрей при модераторстве председателя парламентской комиссии по культуре, науке, образованию, молодежи и СМИ.

Кодекс об образовании: попытка №3

Не везет Молдове с “глобальными” образовательными проектами. Уже восемь лет министерство просвещения пытается разработать и внедрить в Молдове Кодекс об образовании. Но достойной замены Закону об образовании образца 1995 года пока так и не нашлось.

За эти восемь лет было написано три варианта Кодекса. Первый – т.н. “коммунистический”. Работа над ним велась почти полтора года, а в ноябре 2008 года он был утвержден правительством. Условное название этого документа: “Назад в будущее”.

Его главный посыл: обеспечение конституционного права человека на получение бесплатного государственного образования. Поэтому контрактное обучение в государственных вузах предполагалось отменить. Контрактная система должна была остаться только в частных заведениях. Таким радикальным шагом власти хотели вернуть престиж высшему образованию и высокие стандарты в систему просвещения.

Но ректоры государственных вузов (сегодня в РМ действуют 30 высших учебных заведений, 16 из которых государственные) были резко против. Отмена контрактной системы лишала возглавляемые ими учреждения значительной части доходов.

Против была и тогдашняя оппозиция. “Это заявления, которые не обеспечены ни в правовом, ни в практическом аспектах. Если все же это произойдет, интересно, какой ценой. Ценой ограничения доступа молодежи к высшему образованию? Аргумент о том, что у нас много специалистов в определенных областях - не адекватный. Граждане Республики Молдова имеют право учиться”, - говорил тогда независимый депутат Владимир Филат.

В общем, хотя Кодекс об образовании под №1 и был принят парламентом под конец 2008 года стараниями депутатов фракции ПКРМ, до его промульгации президентом дело так и не дошло. А пришедший к власти в 2009 году “Альянс за евроинтеграцию” законодательную разработку ПКРМ забраковал и принялся писать собственный вариант Кодекса об образовании, двигаясь совершенно в другом направлении.

В октябре 2009 года тогдашний министр просвещения Леонид Бужор объявил, что платное образование в Молдове не будет отменено. Наоборот, в 2010-2011 учебном году число контрактников увеличится, а число бюджетных мест существенно сократится, потому что “государство не может обеспечить содержание университетов и высокую зарплату преподавателям”.

Кодекс об образовании под №2 получился таким же скандальным, как и его предшественник. Хотя его авторы и утверждали, что намерены построить в Молдове “европейскую систему образования”.

“Меньше зубрежки и муштры – вот залог успеха” – таким был негласный лозунг Кодекса об образовании №2. Как писали тогда СМИ, в видении разработчиков, образовательный процесс в учебных заведениях РМ должен был проходить приблизительно так: обучение должно напоминать игру, где количество теоретических занятий сведено к минимуму, а вот времени на общение с преподавателями и коллегами должно быть вдоволь.

Кроме того, документ предполагал, что лицеи будут подразделяться на профили, как того требуют европейские образовательные нормы, школы будут финансироваться в зависимости от количества учащихся, зачисление студентов в высшие учебные заведения страны будет проводиться исключительно на основании диплома о получении степени бакалавра, предусматривалось создание т.н. окружных школ, введение третьего цикла доктората и появление докторальных школ.

Основной груз проблем по финансированию учебных заведений предполагалось переложить на плечи местных публичных властей, которых к тому же обязывали обеспечивать молодых специалистов бесплатным жильем, компенсациями на оплату коммунальных услуг, единовременными пособиями в размере 30 тыс. леев.

Согласно ст. 68 проекта хозяйствующие субъекты РМ были обязаны брать студентов и учеников из технических и специализированных учебных учреждений на профессиональную стажировку, что, в принципе, никак не вписывалось ни в рыночные отношения, ни в европейские нормы и стандарты.

К тому же разработчики Кодекса обошли стороной такой щепетильный вопрос, как автономия университетов. Категорически не понравился проект Кодекса и Академии наук, которая после “коммунистического” варианта документа почувствовала себя незаслуженно обделенной. В общем, недовольства со всех сторон было столько, что правительство решило отказаться и от этого варианта Кодекса об образовании.

И вот, третье пришествие “глобальной” законодательной разработки минпросвета.

Опять на полку?

Однако не исключено, что и этот вариант Кодекса об образовании в итоге ляжет на полку. В правящей коалиции никак не могут договориться по некоторым принципиальным моментам. Например, о названии государственного языка (согласно Кодексу, “процесс образования в РМ ведется на румынском языке или, в лимите возможностей, на языках национальных меньшинств, или одном из международных языков”), месте русского языка в молдавской системе образования и о названии предмета истории. А ведь впереди парламентские выборы…

В начале июня депутат от ЛРП и по совместительству первый проректор ULIMa Анна Гуцу с удовлетворением объявила, что русский язык в Молдове исключается из списка обязательных школьных предметов. Он будет приравнен к другим иностранным языкам, хоть сейчас и является языком межнационального общения, и будет изучаться по желанию. А обязательным в учебных программах станет английский язык.

“Речь идет о приравнивании русского языка к статусу современного или иностранного языка, то есть приравнивание его статуса к английскому, французскому и другим языкам международного общения, чтобы ученики имели возможность выбрать пакет из двух языков, которые будут обязательными, но им предоставится выбор, или родителям, если дети еще малы”, - заявила она.

А вот председатель Демпартии Мариан Лупу, выступая примерно тогда же в эфире одного из телеканалов, заявил, что государственным языком Молдовы является молдавский язык, а не румынский. А русский язык должен изучаться в школах в обязательном порядке. “Мы против исключения русского языка из списка языков обязательного изучения. Считаю, что необходимо иметь 3 обязательных иностранных языка для изучения: английский, французский и русский”, - заявил он.

Кроме того, ДПМ, сказал ее председатель, предлагает включить в Кодекс предмет История Республики Молдова: “Это не правильно, что предмет называется История румын. Вы слышали, что где-то изучается история французов?”.

Лидер ЛДПМ Владимир Филат в преддверии выборов дальновидно предпочел не обозначать свою позицию по данному вопросу. Когда в прямом эфире его спросили, должен ли русский язык оставаться обязательным для изучения в школах Молдовы, он от ответа уклонился: “Дело не в русском языке, а в подходе. Нельзя смотреть только на одну статью. Кодекс об образовании – жизненно важный. Все должны понимать - это реформа не для политиков, министров, начальников, а для наших детей. Вы извините, я не отвечу конкретно на ваш вопрос”.

Тем не менее, как заявила в ходе нынешних публичных слушаний делегированная ЛДПМ на свою должность Майя Санду, в итоговом варианте Кодекса сохранилась формулировка о приравнивании русского языка к статусу иностранного. “Все дети обязаны знать и учить два иностранных языка. А государство обеспечит им условия для этого, а также необходимые условия для преподавания английского, французского и русского языков. А дети и родители сами определятся, какой из этих языков им учить”, - заявила министр просвещения.

Так что, с досадой резюмировала в своем блоге Анна Гуцу, у нового Кодекса об образовании нет шансов: “Проект Кодекса об образовании был встречен с такой враждебностью, что становится предельно ясно: он не будет принят ни нынешним, ни будущим парламентом. Почему? Да потому что в Республике Молдова политика преобладает над сферой образования”.

Ноу-хау министерства просвещения

Согласно Кодексу об образовании под №3, образование в Молдове станет обязательным до 18 лет - как предусматривают европейские стандарты. Причем, на лицейском уровне можно будет обучаться как очно, так и заочно. Но при заочной форме придется учиться не 12, а 13 лет (X-XIII классы).

Миссией образовательного процесса в РМ авторы Кодекса называют “удовлетворение образовательных потребностей личности и общества”, “подготовку человеческого потенциала для устойчивого развития страны, качества жизни и улучшения благосостояния народа”, развитие национальной культуры и формирование личности на всем протяжении жизни.

А идеалом образования (есть в Кодексе и такая статья) является “формирование самостоятельной личности, наделенной духом инициативы, способной к саморазвитию и применению приобретенных навыков не только в теории, но и на практике, независимой в своем мнении и открытой для межкультурного диалога в контексте национальных и общечеловеческих ценностей”. О патриотическом воспитании подрастающего поколения в Кодексе не сказано ни слова.

Структура системы образования РМ будет состоять из 8 уровней: от нулевого (два цикла – досадиковский (от 0 до 3 лет) и дошкольный) до восьмого – докторантура. Предлагаемая минпросветом оценка знаний учащихся – что-то вроде “все смешалось: кони, люди”. Сохранена 10-балльная шкала, но при необходимости преподаватели к оценке могут добавлять эпитеты вроде “отлично”, “очень хорошо”, “хорошо”, “удовлетворительно”, “неудовлетворительно” и т.д.

В высшем образовании, кроме национальной оценочной шкалы еще будет применяться буквенная шкала Европейской системы перезачета кредитов (European Credit Transfer System): A (9,01-10 баллов), B (8,01-9), С (7,01-8), D (6,01-7), E (5,0-6,0), FX (3,01-4,99) и F (1-3). А для начального образования предлагается оценивать знания по системе дескрипторов вместо оценок. Это описания того, что должен знать, понимать и/или уметь обучаемый по завершении учебной программы.

Документ отменяет обязательное педагогическое образование для директоров школ. Они теперь будут назначаться на 5-летний срок на конкурсной основе и смогут занимать эту должность не более двух мандатов подряд. Для обеспечения прозрачности управления будут создаваться т.н. Советы учебного заведения, в состав которых будут входить директор, его заместитель, представитель местной власти, три представителя родительского комитета, два педагога, делегированные педсоветом, и один ученик, делегированный Советом учащихся. Согласно ст. 48 (2), директорам школ запрещено возглавлять Советы учебного заведения.

Ректоры вузов тоже будут избираться в должности максимум на два срока подряд по пять лет каждый. Проект предусматривает классификацию высших учебных заведений на три категории: категория А – три цикла образования плюс исследовательская сфера, категория В – лиценциат и мастерат, категория С – только лиценциат.

Документ прописывает автономию вузов, предусматривает создание Национального агентства по обеспечению качества профессионального образования. А согласно ст. 108 Кодекса, государство предоставит налоговые льготы тем хозяйствующим субъектам, которые будут принимать на работу выпускников вузов.

В бизнесмены я б пошел, кто меня научит?

Вместо гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения, министерство просвещения собирается воспитывать подрастающее поколение в духе предпринимательства. Причем, чуть ли не с пеленок.

Новый вариант Кодекса об образовании разрешает школам заниматься бизнесом. Согласно ст. 139, помимо средств госбюджета и местных бюджетов, образовательные учреждения могут воспользоваться и другими источниками финансирования. Например, доходами от предоставления платных образовательных услуг, доходами от продажи изготовленных в ходе обучения изделий, от сдачи в аренду помещений, оборудования, земли “и другой общественной или частной собственности”.

Эксперты не исключают, что эта статья Кодекса, преследуя, в принципе, благородную цель дать учебным заведениям возможность заработать дополнительные средства на собственные нужды, в итоге может привести к массе злоупотреблений. В том числе в образовательном процессе.

Еще на ранних стадиях обсуждения проекта Кодекса, представители минпросвета говорили, что новый Кодекс установит минимальный пакет бесплатного образования, а родители, которые пожелают, чтобы их дети изучали дополнительные предметы, должны будут платить за это. При этом, согласно ст. 39 Кодекса, число факультативных предметов предполагается увеличить до 10-15% в начальном образовании, 15-20% - гимназическом и 20-25% - лицейском.

Кроме этого в школьной программе появится новый предмет – уроки бизнеса. Как было объявлено в ходе публичных слушаний в комиссии по образованию и СМИ, этот предмет будет факультативным и будет введен в учебную программу с 2016 года: чтобы развивать у учащихся дух инициативности и предпринимательства. Дух этот предполагается развивать еще в начальной школе: там детей будут обучать управлению карманными расходами и своим временем.

На гимназическом уровне обучения перед школьниками будут ставиться более сложные бизнес-задачи. Например, как начать и развивать собственный бизнес. Как заявила замминистра просвещения Лилиана Николаеску-Онофрей, “дети будут поставлены в проблемную ситуацию, и должны будут проявлять творческий подход, предлагая решения”. Привлекать к чтению уроков бизнеса предполагается экономистов и бизнесменов.

В общем, перефразируя известную фразу, какие времена, такие и приоритеты. Академическое образование с фундаментальным изучением дисциплин больше не в чести. А формирование гражданской позиции, что позволило бы формировать поколение граждан, которые заботились бы не только о своей личной, индивидуальной выгоде, но также об интересах своей страны – Республики Молдова, - признано, очевидно, ненужным рудиментом старой системы. И это большая проблема – государство заявляет о том, что будет растить просто «индивидов», без роду-племени, говорящих на иностранных, но не на родном языке. Очевидно, что проект этого кодекса должен быть пересмотрен, с учетом позиции государства, а не временных чиновников.
0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

К какому этносу вы себя относите?