Приднестровье новостей: 1381
Война в Украине новостей: 5288
Евровидение новостей: 501
Президент новостей: 3991

Филат на свободе. Надолго?

6 дек. 2019, 20:57   Аналитика
13284 1

Слухи о том, что нынешней осенью Владимира Филата досрочно отпустят на свободу, стали ходить ещё летом. И вот несколько дней назад осужденный за коррупционные действия и соучастие в краже денег из банковской системы Молдовы бывший премьер-министр и экс-лидер ЛДПМ вышел из тюрьмы, отсидев 4 года из 9.

По иронии судьбы решение об освобождении Владимира Филата принял тот же судья, что в октябре 2015 года вынес решение о его аресте. Во вторник, 3 декабря, судья Виктор Рацой не только удовлетворил просьбу об условно-досрочном освобождении, но и ещё освободил Владимира Филата от дополнительных наказаний. Речь идёт о запрете на право занимать определённые государственные должности сроком на 5 лет и об отзыве Ордена Республики, присвоенного Филату президентом Николаем Тимфоти в 2013 году “в знак высокой оценки выдающихся достижений в продвижении демократических ценностей, за существенный вклад в интенсификацию диалога между РМ и Евросоюзом, и активную организаторскую деятельность”.

За что Филат сел?

Бывший премьер-министр Владимир Филат стал первым и последним высокопоставленным заключенным в деле о масштабных хищениях из молдавских банков, хотя общественность надеялась, что к нему присоединятся и другие “просто премьеры”, некоторые высокопоставленные лица из Нацбанка и прочие граждане, замешанные в “краже века”.

Филат был арестован на первом заседании осенней сессии парламента 15 октября 2015 года. “Мы настаиваем на лишении г-на Владимира Филата депутатской неприкосновенности, чтобы привлечь его к ответственности за коррупцию. У нас есть доказательства его причастности к краже миллиарда, свидетельские показания и документы”, - заявил тогда генеральный прокурор Корнелиу Гурин.


Для того, чтобы убедить парламент в обоснованности этих требований, депутатам раздали папки с информацией из дела. Как сказал генпрокурор, речь идёт о “довольно серьезных нарушениях”, в которых подозревается Владимир Филат. В частности, о сокрытии информации, уничтожении улик и документов, препятствовании в секвестре заложенного имущества и так далее. Кроме того, согласно информации, на основании которой Генеральная прокуратура просила снять депутатскую неприкосновенность с Владимира Филата, на протяжении 2010-2013 гг. экс-лидер ЛДПМ, будучи премьер-министром, получил от бизнесмена Илана Шора средства, имущество и услуги общей стоимостью 60 млн долларов. Они были получены в качестве оплаты за предоставление компании Dufremol права реализовывать нефтепродукты в режиме duty-free, а также способствованию в назначении Илана Шора почётным консулом Республики Молдова в Российской Федерации. Обеспечить “почётное консульство” Шора (бизнесмен хотел стать почётным консулом РМ в Нижнем Новгороде), как выяснилось потом, Филат поручил тогдашнему главе МИДЕИ Юрию Лянкэ. Тот направил все необходимые документы в соответствующие органы РФ, но российский МИД эту просьбу отклонил.

Также по данным Генпрокуратуры, в 2013-2014 гг. Владимир Филат получил лично от Шора или через посредников 190 млн долларов. Данные средства послужили своеобразной оплатой за принятие на уровне правительства решения о дополнительной эмиссии акций Banca de Economii, в результате чего доля государства в данном финансовом учреждении сократилась до 33%. Кроме того, как говорилось в представленной информации, Владимир Филат помог Илану Шору занять должность председателя административного совета BEM, что позволило ему влиять на принимаемые банком решения. Также Владимир Филат подозревался в многочисленных случаях отмывания крупных сумм через компанию Caravita, которой руководили его родственники.

Как заявил генпрокурор Гурин, решение о снятии иммунитета с Филата должно быть принято незамедлительно, поскольку, по мнению прокуроров, работающих над этим делом, экс-премьер, пользуясь своим положением и возможностями, может помешать расследованию, уничтожить ещё имеющиеся улики, повлиять на свидетелей и т.д. А одним из “добровольных” свидетелей, давших показания против Филата, был предприниматель Илан Шор: своё “чистосердечное признание” он сделал буквально за несколько дней до ареста тогдашнего лидера ЛДПМ – 12 октября, что, как пояснил депутатам генеральный прокурор, конечно ему зачтётся, когда будет оцениваться степень его виновности в тех или иных эпизодах дела.

“Я скажу то, что знает весь народ: система в Молдове прогнила по одной причине – она контролируется одним человеком. И этим человеком является Плахотнюк, который пытается через сегодняшний фарс заставить Шора давать нужные показания и уклониться от ответственности”, - заявил тогда Владимир Филат, объявив, что очень скоро он раскроет все карты и расскажет много интересного о некоторых вещах и людях, и “эта правда взорвёт систему и политический класс”.

Обещанных откровений и взрыва системы мы так и не дождались, даже в интервью “из застенок” в июле текущего года, уже после “демонтажа режима Владимира Плахотнюка”. А тогда, 15 октября 2015 года, всё закончилось тем, что 79 парламентариев, представлявших фракции демократов, либералов, социалистов и коммунистов поддержали ходатайство Генеральной прокуратуры и проголосовали за снятие депутатского иммунитета с Владимира Филата, который в наручниках был выведен из парламента сотрудниками Национального центра по борьбе с коррупцией и препровождён в следственный изолятор НЦБК.

Генеральная прокуратура инициировала следствие в отношении экс-премьера по двум статьям Уголовного кодекса. Ст. 324 (п.3(b)) “Пассивное коррумпирование” предусматривала наказание в виде лишения свободы на срок от 7 до 15 лет со штрафом от 8000 до 10000 условных единиц с лишением права занимать определенные государственные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 10 до 15 лет. А ст.326 (п.3(а)) “Извлечение выгоды из влияния” - наказание в виде штрафа в размере от 4000 до 6000 условных единиц или лишение свободы на срок от 3 до 7 лет. Основная часть обвинений была построена на показаниях Илана Шора. Кроме того, в результате обысков были обнаружены документы, подтвердившие связь Филата с предприятиями, фигурировавшими в деле о хищениях в Banca de Economii.

Сторона защиты пыталась добиться освобождения Владимира Филата из-под стражи и изменения меры пресечения, например, на домашний арест, как это было в случае Илана Шора, но не получилось. 27 июня 2016 года суд столичного сектора Буюканы признал Владимира Филата виновным в извлечении выгоды из положения и пассивной коррупции, и приговорил его к 9 годам тюремного заключения, хотя прокуроры просили 19 лет с полной конфискацией имущества. Также суд постановил лишить экс-премьера высшей государственной награды - Ордена Республики, запретил занимать определенные государственные должности в течении пяти лет и обязал выплатить штраф в размере 60 тыс. леев.

Всё шло к УДО

За первые несколько месяцев заключения Владимира Филата как минимум четырежды перемещали из камеры в камеру. Из следственного изолятора НЦБК он был переведен в кишиневское пенитенциарное учреждение №13. Сначала в одноместную “привилегированную” камеру площадью более 15 кв. м с отдельным входом со двора, душем, туалетом и телевизором. Затем по решению прокуратуры он был перемещен в общую многоместную камеру, а когда там произошло короткое замыкание, бывшего премьера на неделю вообще перевели в подвальное помещение.

В феврале 2016 года Филат вновь был переведен в другую камеру, где содержался заключенный с хроническим бронхитом и посттуберкулезными осложнениями. Высокопоставленный арестант за годы отсидки неоднократно жаловался на “кошмарные условия содержания”, которые, по его мнению, ему умышленно создавались руководством пенитенциарной системы и правоохранительными органами, и даже в знак протеста объявлял голодовку. Именно “кошмарные условия” и стали основанием для сокращения срока наказания, и, как следствие, условно-досрочного освобождения бывшего премьер-министра.

Дело в том, что с 1 января 2019 года в Молдове вступили в силу поправки в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК), согласно которым плохие условия содержания в тюрьме могут стать поводом для сокращения срока заключения, а также компенсации морального и материального ущерба.

Этой правовой нормой для того, чтобы скостить себе срок воспользовался не только Владимир Филат. Как писало издание Newsmaker со ссылкой на Администрацию пенитенциарных учреждений, с 1 января по 31 июля 2019 года в суды поступило 2296 жалоб заключенных на плохие условия содержания. 500 человек добились сокращения срока из-за плохих условий содержания, а 28 заключенных по этой же причине суд досрочно освободил из тюрьмы.

До введения данного механизма Владимир Филат пытался добиться пересмотра своего дела через Европейский суд по правам человека. Адвокаты Филата подали в ЕСПЧ сразу несколько исков. Сначала в 2015 году – иск “Филат против Молдовы”, в котором экс-премьер пожаловался на нарушение условий содержания в пенитенциарном учреждении №13 (а ЕСПЧ в своё время признал условия содержания в этой тюрьме бесчеловечными), незаконное задержание и незаконный арест. А в 2017 году последовало еще одно обращение в связи с “несправедливым приговором, вынесенным судьями Республики Молдова”.

Однако в марте этого года Европейский суд по правам человека отклонил жалобу Филата на плохие условия содержания в тюрьме. ЕСПЧ посчитал, что благодаря поправкам в УПК данный вопрос можно решить на национальном уровне. 30 июля суд сектора Чеканы на основании данной статьи Уголовно-процессуального кодекса сократил срок наказания для Владимира Филата на 682 дня, постановив, что экс-премьер содержался в “бесчеловечных и унижающих достоинство условиях”.

“Условия, в которых содержался Владимир Филат во время своего пребывания в течение трёх лет и девяти месяцев в пенитенциарном учреждении №13 в Кишинёве “превысили неизбежный уровень страданий, свойственных заключению и достиг порога жестокости вопреки ст.3 Европейской конвенции о защите прав человека”, - говорилось в объяснении судебного решения.

Ну а дальше всё было просто. Как только Владимиру Филату скостили срок, в судебные инстанции поступило ходатайство об его условно-досрочном освобождении. И вот тут-то и началось самое интересное: как подсчитывались и подгонялись сроки под досрочное освобождение Филата.

В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом, УДО может быть применено после отбывания заключенным не менее 2/3 срока наказания, назначенного за совершение тяжкого преступления, а Филат к этому времени отсидел только половину срока. Если исходить из заявлений бывшего министра юстиции Олеси Стамате, даже после сокращения срока заключения экс-премьер должен был отсидеть ещё по меньшей мере два года.

Занятная арифметика, или Кто освободил Филата?

Условно-досрочное освобождение бывшего лидера ЛДПМ быстро приобрело политический окрас и стало предметом обсуждения на заседании Высшего совета безопасности.

Президент Игорь Додон, заявил, что освобождение Владимира Филата стало для него “сюрпризом” и обвинил правительство Майи Санду в причастности к освобождению экс-премьера. Социалисты говорят, что “Майя была в долгу перед Филатом”, поэтому в последний день работы правительства Санду, 12 ноября, в спешке было составлено и направлено ходатайство о досрочном освобождении её бывшего партийного босса.

“Министр юстиции Олеся Стамате назначила начальником Национального агентства пенитенциарных учреждений Любу Жигня- Сувейкэ. Это было сделано в нарушении закона [Сувейкэ была назначена на эту должность 12 ноября – в последний день работы правительства Майи Санду – прим. ред.]. Госпожа Сувейкэ убедила своего подчиненного – Андрея Саракуцу, он же и.о. начальника тюрьмы №13 – написать обращение в суд о досрочном освобождении Влада Филата. Вёл судебный процесс судья Виктор Рацой – фин судьи Апелляционной палаты Иона Цуркану. Вы удивитесь, но сей Цуркану – ближайший друг и.о. председателя Высшего совета магистратуры Дорела Мустяцэ, который получил должность благодаря правительству Майи Санду”, - написал в соцсетях депутат от ПСРМ, политолог Богдан Цырдя.

В свою очередь Майя Санду, для которой освобождение Филата тоже стало “неожиданностью”, утверждает, что ни она, ни ее правительство не имеют ничего общего с досрочным выходом на свободу бывшего лидера ЛДПМ, что это “юстиция Додона освободила Филата из тюрьмы”, а решение “знаменитого” суда сектора Чеканы по Филату “вызывает большие вопросы”.

Но в чём публично сходятся обе стороны, что до УДО экс-премьеру было ещё как минимум несколько лет. Как заявила бывший министр юстиции Олеся Стамате, Владимира Филата приговорили к девяти годам тюремного заключения, он отсидел 4, срок по решению суда ему был сокращен на один год и 10 месяцев, соответственно отсидеть он должен был ещё плюс-минус 2-3 года. А премьер-министр Ион Кику в среду после заседания Высшего совета безопасности сказал, что все действия, предпринятые в последние месяцы в отношении Филата, были произведены специально для того, чтобы подвести под статью, которая позволяла в случае примерного поведения заключенного и соблюдения всех правил пройти через комиссию и “пойти по условно-досрочному освобождению”.

“Сначала сроки скостили, а потом взяли 2/3 от уже укороченного срока. Здесь очень большие вопросы. Знаю, что возбуждены уголовные дела по отношению к работникам этой структуры, которые приняли данное решение. И здесь дело не в том, что это Филат, а потому что по этой же процедуре готовится условно-досрочное освобождение ещё 200 очень опасных рецидивистов”, - заявил Ион Кику.

Куда вернётся Филат – в бизнес, в тюрьму или в политику?

После громкого дела с освобождением Владимира Филата в молдавской пенитенциарной системе полетели головы. Первым делом была уволена врио руководителя Национального агентства пенитенциарных учреждений Люба Жигня-Сувейкэ. Как заявил премьер-министр, “оставь эту госпожу творить ещё такие дела, все воры в законе гуляли бы по улицам”. А новым и.о. директора тюрьмы №13 вместо Андрея Саракуцы был назначен Фёдор Морарь.

Уже в четверг, 5 декабря, новое руководство пенитенциарного учреждения №13 обжаловало в Апелляционной палате Кишинёва решение чеканского суда об условно-досрочном освобождении Владимира Филата. Новый срок может грозить бывшему премьеру и по другому уголовному делу, возбужденному против него по подозрению в отмывании денег в особо крупных размерах – сейчас идёт судопроизводство.

Согласно материалам дела, в 2013 году Владимир Филат организовал и совершил отмывание средств, полученных в результате коррупции, в особо крупных размерах с целью сокрытия их незаконного происхождения. Для этой цели он воспользовался помощью посредника.

Так, в июле 2013 года им был заключен договор с консалтинговой фирмой в Вашингтоне о поддержке избирательной кампании одной из политических партий РМ (видимо, имеется в виду ЛДПМ) на парламентских выборах 2014 года. За услуги американской фирме было выплачено 12 847 902 лея. По данным следствия, переводы осуществлялись со счетов компаний, управляемых посредником: на счетах данных фирм хранились деньги, полученные за счет коррупционных действий в Banca de Economii. По действующему законодательству по данному делу Владимиру Филату может грозить от 5 до 10 лет тюремного заключения. Сам он свою вину, естественно, не признает.

На этом фоне в соцсетях появились предположения, что Владимир Филат в ближайшее время может покинуть пределы страны. Сам бывший лидер ЛДПМ в одном из первых интервью, которое он дал сразу же после выхода на свободу, заявил, что намерен доказать свою невиновность в ходе справедливого судебного процесса, в том числе процесса в Европейском суде по правам человека, а также “компенсировать ущерб, который я нанес близким людям, тем, кто доверял мне и кого я разочаровал как политик”.

Выход Владимира Филата на свободу поднял ещё один вопрос – собирается ли экс-премьер вернуться в политическую жизнь? Да, его репутация подмочена отсидкой и “делом о миллиарде”, но на фоне нынешних правофланговых лидеров (разве что кроме Майи Санду) Филат всё-таки выглядит более весомой политической фигурой. Как считают в экспертных кругах, ряд правых партий, переживающих сейчас далеко не лучшие времена, вполне может обратиться к Владимиру Филату с предложением о сотрудничестве.

Политолог и публицист Армен Гаспарян в интервью агентству Sputnik отметил, что если Владимир Филат решит вернуться к активной политической деятельности, это “создаст дополнительный ажиотаж на правом фланге, который сейчас переживает стагнацию идей”.

В свою очередь политолог Виталий Андриевский считает, что если у Филата возникнет соблазн вернуться в политику, то для него будет лучше всё-таки сделать паузу – как минимум на год, чтобы осмотреться.

“Во-первых, чтобы определиться, куда и с кем идти: все же много людей – бывших министров, депутатов, которых он в своё время “сделал”, его потом предали. С другой стороны, чтобы определиться, чего он хочет добиться, если вернётся в политику. То, что он раньше хотел сделать – ассоциация с Евросоюзом, безвизовый режим – уже сделано, и новые власти не собираются от этого отказываться. То есть Владимиру Филату нужна идея, чтобы привлечь внимание и обставить своё возвращение в политику”, - считает эксперт.

Сам же бывший лидер Либерально-демократической партии в интервью порталу Tribuna, заявил, что в его ближайшие планы не входит политическая деятельность, что, однако, не означает, что он не будет общаться с политиками. Бывшему премьер-министру пока бы со своими уголовными делами разобраться.

Ксения Флоря

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

© Бизнес

Будете ли вы принимать участие в проходящей в Молдове переписи населения?