Приднестровье новостей: 1423
Война в Украине новостей: 6157
Евровидение новостей: 506
Президент новостей: 3996

Украина и Молдова: результат торга Вашингтона и Москвы?

26 ноя. 2013, 14:26   Политика
20600 7
Фото: kremlin.ru
Ксения Флоря

Международные эксперты не исключают, что за решением официального Киева приостановить и отложить на неопределенный срок подготовку к заключению соглашения об ассоциации с Евросоюзом могут стоять закулисные договоренности Вашингтона и Москвы.

В конце октября Москву в очередной раз посетил “старина Генри”. Так российские аналитики и политические блогеры, можно сказать, с любовью называют советника по национальной безопасности и госсекретаря США при Ричарде Никсоне и Джеральде Форде Генри Киссинджера. В международных кругах у Киссинджера немного другое прозвище - “старый лис”.

В этом году патриарху американской дипломатии и геостратегии исполнилось 90 лет, но считается, что он и сейчас имеет огромное влияние на мировые политические процессы. Киссинджера называют изобретателем тактики “челночной дипломатии” и одним из главных лиц “мирового закулисья”. Принято считать, что просто так Киссинджер никуда не ездит: все его поездки связаны с какими-то глобальными договоренностями или с необходимостью достижения таковых. А еще говорят, что переговоры, которые он ведет лично – из разряда тех, что нельзя доверить действующим чиновникам любого уровня. Поэтому его очередной приезд в Москву напряг все международное сообщество.

В российскую столицу в последних числах октября Генри Киссинджер приезжал почти что инкогнито и почти на неделю. Такого долгого пребывания в Первопрестольной у него еще никогда не было. В Москве Киссинджер беседовал с Владимиром Путиным и главой президентской администрации Сергеем Ивановым. Причем, переговоры с Ивановым у него состоялись в субботу, в нерабочее время. Что же такого безотлагательного могли обсуждать Киссинджер и Иванов, что эту встречу нельзя было отложить до понедельника? Тем более что впереди у заокеанского гостя была еще целая неделя в Москве?

Как писали в те дни российские блогеры, “визит политика такого ранга в Москву, особенно после событий в Бирюлёве, накануне Олимпиады в Сочи и вступления Украины в ассоциированное членство с ЕС, на фоне отступления американцев из Сирии, разворота в политике Саудовской Аравии и назначения Джанет Йеллен главой Федеральной резервной системы (ФРС) США – это событие огромного значения, и, несомненно, по его итогам в Москве и Вашингтоне (а может быть, и не только) будут приняты решения, способные оказать серьезное влияние на всю мировую политику”.

Не исключено, что одним из таких московских решений могла стать договоренность о том, что в обмен на какие-то глобальные компромиссы Российской Федерации развязываются руки на постсоветском пространстве.

Чуть больше месяца назад на 22-м Всемирном энергетическом конгрессе в Южной Корее председатель правления "Роснефти" Игорь Сечин предложил создать международную газовую биржу, на которой могли бы заключаться сделки с применением РЕГИОНАЛЬНЫХ валют. Как писала газета “Ведомости”, в настоящее время единого мирового рынка газа нет, он состоит из нескольких локальных рынков. Основных рынков три: Америка, Европа и Азия. И если ценообразование в США, где газ дешев из-за сланцевой революции, уже в основном биржевое, Европа со средними ценами старается развивать рынок, что не нравится “Газпрому”, то страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), где спрос на газ сейчас растет быстрее всего, имеют минимальное число спотовых контрактов и только начинают координировать свою работу по развитию спотовой торговли газом для выравнивания цен.

“Россия приходит в Азиатско-Тихоокеанский регион с идеей создания мировой газовой биржи, пользующейся собственными валютами. А не вызов ли это сложившейся на сегодня в мире финансовой (и, как следствие) геополитической системе?”, - размышлял один из российских блогеров.

Кроме того, не стоит забывать, что в последние два-три года по сложившейся мировой финансовой системе был нанесен ряд ощутимых ударов: был заключен целый ряд международных соглашений, предусматривающих отказ от американского доллара и использование собственных валют в двусторонней торговле. Такие соглашения между собой заключили Россия и Китай, Китай и Бразилия, Китай и Австралия, Китай и Япония, Россия и Иран и т.д. А весной прошлого года на саммите БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) были одобрены первые меры, позволяющие использовать во взаимных расчетах не доллар, а национальные валюты.

Как объявил на одной из своих пресс-конференций Владимир Путин, “это наша реакция на сбой в мировой финансовой системе. Мы хотим себя оградить от этих колебаний и ситуации, когда неблагоприятные последствия наступают вне зависимости от нашего экономического поведения”.

Для американской экономики отступление от нынешнего финансового миропорядка – смерти подобно. Система нефтедоллара создала постоянный международный спрос на доллары США, а, следовательно, на десятилетия обеспечила Соединенным Штатам экономические и политические преференции. Однако теперь США теряют своё преимущество: все большее число стран начинает уходить от системы нефтедоллара. Для Шатов смерть нефтедоллара означает неминуемый крах экономики или, как говорят специалисты, “массированный инфляционный удар” по ней. Естественно, что Вашингтон заинтересован, если не в сохранении нынешнего положения вещей, то хотя бы в максимальном оттягивании неминуемого краха нефтедолларовой системы.

Не исключено, что именно этот вопрос (временный отказ России от идеи газовой биржи и перехода на расчеты в национальных валютах) стал одной из тем дискуссии Генри Киссинджера с российским руководством в обмен, скажем, на обещание не играть на ее внешнеполитическом поле. Случайно или нет, но буквально через неделю после визита Киссинджера в Москву крупнейший инвестиционный фонд США Franklin Templeton купил на мировом финансовом рынке государственные облигации Украины на номинальную сумму в 5 млрд. долларов, что составляет 20% украинского внешнего долга.

А еще через пару недель (после трех секретных встреч Путина и Януковича) официальный Киев вдруг объявляет о своем намерении приостановить процесс евроинтеграции.

Впрочем, имеется еще одна версия, почему Украина отказалась подписывать соглашение об ассоциации в Вильнюсе. Согласно этой версии, в последние недели Германия вела активные секретные переговоры с президентом Путиным. Как утверждал информационный ресурс “Власти.нет”, Ангеле Меркель очень нужны материалы по прослушке спецслужбами США европейских политиков, которыми располагает Эдвард Сноуден.
“Немцы хотят точно знать, какими именно их секретами теперь обладают американцы. Но пригласить Сноудена в Берлин не могут. Существуют опасения, что беглец в ответ на сотрудничество попросит политического убежища. На это Меркель пойти не может: во-первых, чтобы не стимулировать кражу секретных данных другими людьми, во-вторых, чтобы не сталкиваться с проблемой выдачи Сноудена своему все еще стратегическому партнеру США. Единственное, что ей остается — договориться с Путиным, чтобы агенты немецких спецслужб могли встретиться со Сноуденом”.

Но Путин, считает портал, наверняка должен был потребовать за информацию от Сноудена самую высокую цену: “Сейчас Путина интересует Украина. Договориться с Януковичем в Сочи ему не удалось — Киев продемонстрировал, что не собирается сворачивать с евроинтеграционного пути. Остается найти в ЕС страну, которая бы сама отказалась подписывать соглашение об ассоциации с Украиной. И тут как нельзя кстати подвернулась Меркель. И теперь евроинтеграция Украины зависит от того, договорится ли российский президент с немецким канцлером, для которого союзник Путин на сегодня намного важнее, чем свобода Тимошенко. Если договорится, то Киев могут кинуть прямо в Вильнюсе, заявив, что Украина еще не готова, и отложить подписание соглашения на неопределенное время”.

Этот материал вышел 9 ноября. 18 ноября, выступая на внеочередном заседании бундестага, Ангела Меркель заявила, что пока не видит у Украины готовности выполнять условия, необходимые для подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом. А через три дня после этого, Киев, как известно, объявил о своем решении притормозить евроинтеграцию и ничего не подписывать на саммите в Вильнюсе.

Теперь Ангела Меркель (об этом она заявила 23 ноября в своем видеообращении) намерена “при первой возможности” лично поговорить с Владимиром Путиным об Украине и Восточном партнерстве. “ЕС, - сказала она, - должен добиться, чтобы при дальнейшей евроинтеграции бывших советских республик дело не доходило до конфронтации. Цель переговоров с Россией состоит в том, чтобы в будущем сохранить хорошие отношения этих стран, как с Россией, так и с Европейским Союзом”.

В связи с этим возникает логичный вопрос: в предполагаемых “компромиссах” задействована только Украина или Республика Молдова тоже? Во всяком случае, некоторые европейские лидеры, например, министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт (один из соавторов “Восточного партнерства”) уже на следующий день после объявления Киевом своего решения о замораживании процесса ассоциирования заявил, что теперь Россия начнет усиленно давить на Республику Молдова. А украинский политтехнолог Тарас Березовец, сославшись на свои дипломатические источники в Евросоюзе, заявил, что в ЕС вообще не исключают возможности отмены саммита в Вильнюсе.

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

© Бизнес

Будете ли вы принимать участие в проходящей в Молдове переписи населения?