Приднестровье новостей: 1381
Война в Украине новостей: 5301
Евровидение новостей: 501
Президент новостей: 3995

Херца: Стоимость дорогой кофеварки не вошла в тариф на воду

14 июн. 2017, 10:20   Столица
24183 11

Повышение тарифов на воду и канализацию (с 26 мая) потребители восприняли, как обычно, болезненно, тем более что им приходится ещё платить и за ту воду, которую они не потребляли (так называемые распределения cota-parte).

В соцсетях обсуждается объём потерь столичным поставщиком воды, якобы равный половине Гидигичского водохранилища. О том, что повлияло на рост тарифа и каковы на самом деле потери муниципального предприятия АО «Apă-canal-Chișinău», а также на другие вопросы ответила в интервью NOI.md новый генеральный директор ACC Вероника ХЕРЦА.

- Что повлияло на увеличение тарифа на воду в Кишиневе?

- Давайте будем исходить из того, что на дворе уже 2017 г., а последний раз тарифы были утверждены в 2009 г., на заседании Кишиневского муниципального совета. Согласно тому решению, тариф на воду и канализацию для бытовых потребителей составлял 9,19 лея/куб. м и для юридических лиц – 22,96 лея/куб. м. Теперь, соответственно, - 10,69 лея (на 6,3% больше) и 24,46 лея.

Электроэнергия, на долю которой приходится 30% от всех расходов Apă-canal-Chișinău, за эти восемь лет подорожала на 56%. Также на изменение тарифа повлиял такой показатель, как заработная плата. Недавно правительство утвердило минимальную заработную плату для реального сектора экономики в размере 2380 леев. В 2009 г. она составляла 900 леев.


Следует отметить, что нынешнее изменение тарифа впервые произошло в стенах Национального агентства по регулированию в энергетике (ANRE), где есть специалисты, которые досконально рассчитали все расходы. Надеемся, что, благодаря этому, политический фактор при определении тарифов уже не принимается во внимание, и мы вошли в нормальный цикл функционирования всех предприятий, связанных с поставкой воды.

Когда какой-либо тариф утверждается органом, который является больше политическим, чем регулирующим, тогда каждый из советников, особенно при видеокамерах, пытается быть более «белым и пушистым», несмотря на то, что за кулисами они соглашаются с нашими аргументами. Кроме того, не все советники в любом совете (не только в столичном) детально разбираются в расчетах, которые представляются для рассмотрения.

Важно подчеркнуть, что мы имеем право подать заявление на утверждение нового тарифа только после того, как делается апробирование основных расходов и уровня потерь предприятия, ведь Apă-canal любого города – это экономический агент, который должен поставлять качественную воду и услуги. Они были рассмотрены и обсуждены по всем составляющим тарифа на воду и канализацию. Поэтому последнее его увеличение на 1,5 лея достаточно аргументированно. Причем первый раз Apă-canal-Chișinău подал заявление о повышении тарифов в 2015 г. и только в мае 2017 г. они были утверждены.

- А какова доля утечек в тарифе?

- Когда говорят, что вода, которая течёт по улицам, оплачивается потребителями, то это не верно. В январе нынешнего года административный совет ANRE утвердил, согласно методологии, объем технологического потребления и потерь воды в системе общественного водоснабжения для АО «Apă-canal-Chișinău» на 2017 г. Они определены на уровне 18,7 млн куб. м.

К технологическому потреблению, например, относятся как промывка системы, промывка и дезинфицирование артезианских колодцев и фильтров, так и расход воды на тушение пожаров из гидрантов и т.д. Всего на технологические нужды предусмотрено, согласно методологии, 7,6 млн. куб. м воды.

Соответственно, максимально допустимый уровень потерь в общественной системе утвержден в объеме 11 млн. куб. м и включает потери из-за разрывов и поломок (8,8 млн куб. м), потери из-за трещин (более 1,2 млн куб. м), потери из-за спуска воды для устранения аварий (1,3 тыс. куб. м), потери воды из-за скрытых утечек (923 тыс. куб. м), а также потери воды сквозь стенки резервуаров на станции подготовки воды и промежуточных резервуаров, расположенных на сетях по транспортировке и распределению воды.

Мы узнаем о том, что где-то по улице течёт вода, из сообщений жителей города в диспетчерскую. У нас нет системы мгновенного оповещения об утечках. Возможные потери рассчитываются, в зависимости от диаметра водопровода, и времени, которое требуется для перекрытия воды. Ещё нужно учесть, если в таких случаях мы можем прекратить подачу воды, то для какого круга потребителей это реально сделать? А если в этой зоне находится, например, детский сад? То есть при оценке потерь должны приниматься во внимание несколько факторов.

- А как быть с cota-parte, которые насчитывают потребителям многоквартирных домов, помимо показаний их водомеров в квартирах?

- Люди должны знать, что эту воду по потребителям распределяет не Apă-canal. Мы даем счёт к оплате управляющему жилищным фондом, который распределяет разницу, полученную между общедомовым счетчиком и суммой квартирных водомеров. Она не должна быть существенной. Но, по информации Infocom-а, в Кишиневе есть 27% бытовых потребителей, проживающих в квартирах, которые ежемесячно декларируют «ноль» потребления воды. Это значит, что из четырех квартир, расположенных на одной лестничной площадке, одна декларирует «ноль» потребления. В таком случае проживающие в этой квартире люди обманывают не Apă-canal, а своих соседей, потому что именно соседям будет включен в счёт объем потребления, который не задекларирован.

Если в квартире никто не живет, её хозяин должен прийти к поставщику воды и написать заявление, в таком случае ему не выписывается счёт на оплату.

- В связи с этим распределением люди ссылаются на то, что есть Закон о защите прав потребителей, который обязывает поставщика заключать прямые контракты с потребителями. И если в договоре будет оговорено дополнительное распределение, то тогда Apă-canal имеет право взимать то, что в наших квитанциях называется cota-parte.

- А в Законе о публичной услуге водоснабжения и канализации (№303) написано, что поставщик должен прийти к заключению прямых договоров с потребителями, если есть 100-процентное желание всех владельцев квартир заключить такой договор. И у нас есть многоквартирные дома, где с каждой квартирой подписан договор.

- Иногда людям сложно договориться с соседями, они с ними не общаются и даже не знакомы, и прийти к такому консенсусу очень сложно.

- Давайте на это посмотрим с другой стороны. Для человека не важно, есть ли у него прямой договор с поставщиком услуги или нет. Для него важно быть уверенным в том, что он платит только за то, что он потребляет. Как мы можем прийти к этому? Пока существует человеческий фактор в снятии показаний счетчика, и есть потребители, которые ухитряются сделать какие-то изменения в этих приборах учетах или как-то механически повлиять на их показания, у нас не будет доверия между поставщиком и потребителем.

Единственный способ устранить эти разногласия – только путём установки водомеров, с которых можно снимать показания удаленно, без того, чтобы сотрудники Apă-canal ходили по квартирам. В таком случае, во-первых, мы увидим реальный расход воды, и во-вторых, факт вмешательства в регистрацию данных, если какой-то потребитель пытался влиять на счетчик.

Чтобы решить проблему с разницей в показаниях, мы начали устанавливать за свой счёт такие водомеры (одновременно на дом и квартиры) в домах, где есть самые большие расхождения в показаниях между общедомовым прибором учета и внутриквартирными - на ул. Негрештень (в районе железнодорожного вокзала). Для участия в пилотном проекте мы отобрали 100 домов.

Есть минимум два вида счётчиков, которые позволяют чтение данных на расстоянии (есть механические и ультразвуковые приборы, стоимость которых отличается в два-три раза). Исходя из этого, упомянутые 100 домов разделили на две группы. В 50 самых проблемных домах установим ультразвуковые водомеры, а в остальных 50 – механические, с дистанционным чтением. Через два-три месяца сможем оценить их эффективность. Но уже видно, что разница в показаниях составляет лишь 1%, потому что снятие информации происходит во всех квартирах и с общедомового счетчика одновременно. Для сравнения: в одном из этих домов, в котором всего лишь семь квартир, за шесть месяцев 2016 г. разница в объёмах воды составила 600 куб. м. Что называете, почувствуйте разницу.

В настоящее время идёт монтаж ультразвуковых приборов. А по механическим водомерам мы рассматриваем разные предложения, которые отличаются не только производителями, но и софтом для чтения. Мы бы не хотели торопиться, чтобы не ограничиться только одной маркой счетчика. Если потребители сами захотят установить аналогичные водомеры, то у них должен быть какой-то выбор. Нам нужно иметь софт-программу, с помощью которой можно было бы снимать показания с любых счётчиков.

Кроме того, у нас есть договоренность с одним из операторов мобильной связи о ещё одном пилотном проекте. Уже в июне мы намерены установить в одном или двух домах (за средства оператора) на существующие счетчики – и общедомовой и квартирные - некоторые приспособления, которые через спутник передают данные о потребленном объеме воды. Это обойдется ещё дешевле. Если этот способ снятия данных покажет разницу в показаниях общедомового водомера и суммой квартирных не более 2-3%, то можно будет взять эту технологию на вооружение.

- Apă-canal-Chișinăuпросил увеличить тариф на 2,5 лея, ANRE утвердило повышение на 1,5 лея, т.е. на 1 лей меньше. Как это отразится на работе предприятия?

- Мы ждём решения наших партнеров по развитию – Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), будет ли продолжен инвестиционный проект стоимостью 61,8 млн. евро, который направлен на реабилитацию 190 км водопроводных и 7 км канализационных сетей, очистных сооружений, создание станции по производству гипохлорида натрия и на приобретение спецтехники. Этот инвестиционный план утвердило ANRE.

- То есть этот один недосчитанный лей в тарифе касался кредита?

- Если в текущем году делаются определенные инвестиции, то в следующий тариф эти расходы включаются как амортизация. То есть отдельной статьи расходов в тарифе на выплату кредитов нет. Согласно методологии расчета тарифа, это погашение по каждому типу инвестиций идёт постепенно, из расчета амортизации. А тот один лей касался тех разниц, которые не учитываются методологией, поэтому не вошли в тариф.

- Что конкретно создает проблемы предприятию?

- Например, согласно методологии, мы платим сбор за воду, согласно Налоговому кодексу, исходя из количества воды, которую отбираем в Днестре. А в методологии расчета тарифа учитывается объем воды, согласно нормативу. Это создает разницу не в нашу пользу. То есть мы платим примерно 11,5 млн леев в год за воду из Днестра, а в учёт взяты только 7,5 млн леев, 4 млн леев не взяты, несмотря на то, что мы платим этот сбор. Мы подали заявление в ANRE, чтобы скорректировать методологию. Эту неучтенную разницу оплачивает предприятие, но в тариф она не включена.

Также не берётся в учёт для определения тарифа амортизация сетей, которые не принадлежат Apă-canal-Chișinău, а переданы ему в управление, но мы обслуживаем эти сети. Или потребленная предприятием электроэнергия рассчитывается, исходя из объёма воды, который мы продаём, плюс количество воды, которое нам установили на уровне потерь. Но у нас, к сожалению, существуют экономические агенты и физические лица, которые не декларируют всю потребленную воду. Исходя из этого, первый раз мы страдаем, потому что они не платят за ту воду, а второй раз – из-за того, что неучтенную воду мы выбрали из Днестра, электроэнергию на неё потратили, а она не берётся нам в учёт. Да ещё и сбор за воду платим за этот объём. Вот и получается, что порядка 10 млн куб. м не берутся в учёт расхода потраченной нами электроэнергии.

Поэтому у нас есть несколько направлений, по которым мы намерены идти, - найти потребителей, которые не декларируют всю потребленную воду, и найти способы уменьшить наши реальные технические потери.

- Apă-canal-Chișinău – прибыльное предприятие?

- К сожалению, нет. 2016-й год мы закончили с убытками в размере 81,1 млн леев. Из-за разницы в учтённых объемах и не повышения тарифа в течение восьми лет.

- Тогда почему убыточное предприятие приобретает такие дорогие товары, как мебель за несколько сотен тысяч леев, кофеварку за 80 тыс. леев и автомобиль за 650 тыс.? Кто за них платит?

- Я не могу ответить на вопрос, почему, т.к. это произошло при предыдущем директоре. Эта ситуация в настоящее время рассматривается в суде (8 июня состоялось очередное заседание суда по этому поводу. – Прим. авт.). Пусть сначала суд выскажет свою точку зрения по этому поводу. Решение суда и будет ответом на этот вопрос. Эти покупки оформлены как расходы предыдущего периода (2014-2015 гг.), но не вошли в тариф. Когда специалисты ANRE проводили аудит, они вычли из основных расходов и ту кофеварку, и машину, и все расходы, которые были установлены, согласно акту проверки, как неоправданные, и они не были включены в тариф.

Примечание NOI.md: Когда обсуждались дорогие покупки АСС, бывший директор сказал, что кофеварка была приобретена на деньги, предусмотренные для плана капитальных инвестиций.

- Насколько потребители могут быть уверены в качестве водопроводной воды в Кишиневе?

- Известно, что не во всех городах Молдовы есть качественная водопроводная вода. В Кишиневе она – лучшая в республике. Мы можем это утверждать, потому что технологические процессы подготовки воды соответствуют всем стандартам. На прошлой неделе аудиторы из румынской компании, аккредитованной в ЕС, провели аудит для пересертификации системы менеджмента качества EN ISO 9001:2015 и менеджмента окружающей среды EN ISO 9001:2015 на предприятии. Также были аккредитованы наши лаборатории, т.к. качество водопроводной воды проверяется каждый час.

Возвращаясь к теме нашего интервью – о повышении тарифа, хотелось бы отметить, что, если сравнить тариф на воду и канализацию в столице с другими городами республики, то у нас он намного ниже. Самый высокий тариф в 2016 г. для бытовых потребителей был в Чадыр-Лунге - 32,4 лея. Если тариф для юридических лиц в Кишиневе до повышения составлял 22,96 лея, а теперь – 24, 46 лея, то в Глодянах – 107,82 лея.

Некоторые это объясняют тем, что в молдавской столице больше потребителей, поэтому тариф ниже. Но у нас и протяженность сетей больше (на балансе АО «Apă-canal-Chișinău» числятся 1000 км канализационных и 1980 км водопроводных сетей, и ещё есть сети, которые не на балансе предприятия, но мы их обслуживаем). Например, в Париже единый тариф для всех категорий потребителей составляет 3,5 евро, и жителей там больше, чем в Кишиневе.

- Правда, и доходы парижан выше, чем кишинёвцев. Спасибо за интервью.

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

© Бизнес

К какому этносу вы себя относите?