Президент новостей: 3999

Выяснилось, от чего зависит высота самых больших гор Земли

19 июн. 2020, 4:00   Наука и IT

Высота крупнейших горных хребтов, таких как Анды или Гималаи, зависит не от соотношения скорости подъема и эрозии (как считали ранее), а от тектонических сил.

Результаты исследования опубликованы в Nature, кратко о них пишет РИА «Новости».

Немецкие ученые из Научно-исследовательского центра геофизики GFZ и Мюнстерского университета определили, что наиболее высокие горные цепи на Земле образовались там, где одна из литосферных плит вдавливается под другую в мантию Земли (субдукция). Постепенно (процесс занимает миллионы лет) в месте столкновения плит вырастают горы.

Компьютерное моделирование показало, что высота гор зависит исключительно от баланса тектонических сил и изостатического равновесия земной коры и мантии, который удерживает горы над мягким горячим материалом мантии. В этом плане горы похожи на айсберг, плавающий в воде.

Все рассмотренные горы — Анды, Гималаи, горы Японии и Суматры — находятся в силовом равновесии, несмотря на то, что они расположены в разных климатических зонах и скорость эрозии у них также значительно различается. Однако в целях поддержания баланса при быстрой эрозии скорость роста горных хребтов увеличивается, хотя их высота при этом остается неизменной.

Высота гор, в свою очередь, определяется сочетанием горизонтальных и вертикальных напряжений. Исследователи полагают, что напряжение в коре непосредственно под горами находится в нейтральном состоянии — горизонтальное сжатие из-за тектонической силы пододвигающейся плиты и вертикальное сжатие из-за веса столба пород уравновешены. Таким образом, зная значения тектонических сил для каждой границы плиты, можно прогнозировать максимальную высоту гор.

Однако пока неизвестно, относятся ли выводы исследования только к горам, находящимся над зонами субдукции, или их можно распространить на все горы мира. Чтобы уточнить это, нужны дополнительные исследования, отметили авторы работы.