Президент новостей: 3996

Новый миниатюрный экоробот чистит воду от микропластика

11 июл. 2021, 3:30   Наука и IT

Ученые из Нидерландов создали микроробота, который может работать в воде и очищать ее от загрязнений — в том числе от микропластика. Устройство полностью «зеленое», оно не выбрасывает вредных веществ в окружающую среду.

Исследователи Эйндховенского технологического университета представили крошечного робота, который сделан из быстрореагирующих полимеров; устройство движется под действием света и гравитации. Оно может притягивать и улавливать частицы загрязняющих веществ из окружающей жидкости, в том числе пластиковые микрочастицы. Результаты своих исследований ученые опубликовали в журнале PNAS.

Ученые вдохновились устройством коралловых полипов — маленьких существ с щупальцами, из которых состоят кораллы в океане. В первую очередь их восхитила способность взаимодействовать с окружающей средой, используя морские течения. Стержни полипов постоянно совершают специфические движения, которые притягивают частицы пищи.

Беспроводной искусственный полип размером 1 х 1 см оснастили стеблем, который реагирует на гравитацию и свет. Из-за этих факторов робот двигает щупальцами и собирает мелкий мусор вокруг себя.

Ученые работают над более масштабным устройством — массивом полипов, которые могут работать вместе. По плану инженеров, они смогут переносить частицы на дальние расстояния и передавать их друг другу. Также робот сможет находить определенные вирусы, которые могут содержаться в воде.

Дополнительным преимуществом устройства является то, что он работает независимо от состава окружающей жидкости. Это уникальное свойство, потому что главный материал в роботе — гидрогель — чувствителен к среде. Однако инженеры смогли обработать его так, чтобы материал мог вести себя одинаково в воде разной степени загрязнения или солености. Эффективность робота при этом не меняется.