Президент новостей: 3997

Мнение: Из-за коммерциализации науки правду там найти очень сложно

15 апр. 2020, 10:15   Наука и IT

Из-за того, что наука коммерциализуется, правды там найти очень сложно.

Такое мнение высказал российский учёный, эмбриолог, эволюционист, палеоневролог, доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией развития нервной системы Института морфологии человека Российской академии наук Сергей Савельев, передает Noi.md.

Он отметил, что любое научное утверждение должно быть подтверждено во многих лабораториях, которые не заполнены жуликами.

"Вы помните, когда стволовые клетки открыли, то 200 тыс. статей вышло немедленно о том, что мы тоже стволовые клетки делаем. После заявлений о клонировании - еще 200 тыс. статей вышло, потому что все хотят вцепиться в этот "пирог", который называется грант. В науке гигантское количество голодных ученых, которые готовы подтвердить любую чушь. Вопрос только: за сколько?", - подчеркнул профессор Сергей Савельев.

По его словам, грантовая система убивает науку начисто и искусственно насаждается в стране. Она делает из ученых финансовых промышленников, которые пытаются продавать любую чушь, любое громкое заявление превращают в грант. А вдруг там дадут деньги?

Ученый напомнил, что 10-15 лет все носились со стволовыми клетками, а сейчас про это даже статьи не берут.

"Я 25 лет назад, когда все это появилось, публично говорил, что это жулье, негодяи, профанаторы, безграмотные люди, которые не знают эмбриологии. В меня тыкали пальцем и смеялись. Но где это всё? Где результаты? Где выращенные руки, ноги, носы, уши, печень? Ладно
один соврал. Но там таких еще 200 тыс. И все думают, что правда. Чтобы такие глупости не заявлять, нужно знать, иметь базовое образование, профессиональное. И тогда только ты можешь разобраться. А так это будет PR-кампания, в которой ты будешь участвовать", - отметил профессор.

Он подчеркнул, что из-за того, что наука коммерциализуется, правды там найти очень сложно, поскольку просто невыгодно.

"Я мог бы заявить, что стволовые клетки есть, и кормиться 20 лет грантами, поскольку сам эмбриолог. Самое хлебное дело. Получай гранты, живи хорошо. Но если ты заявляешь, что это лажа, то ты тогда подставляешь свою научную репутацию. Все эти жулики и прохиндеи, которые, как правило еще сидят в Академиях, правительствах, они начинают тебя "прессовать", потому что это мешает их бизнесу. Ты вызываешь на себя огонь, лишаешь себя грантов, денег, и тебе "перекрывают кислород" везде, где их руки могут дотянуться. Поэтому честных людей очень мало, а прохиндеев, "популизаторов", повторителей всего, что делается на Западе, много", - отметил Сергей Савельев.

"Вспомните холодный термоядерный синтез. Его открыли в Америке. Где подтвердили через неделю его существование? В университетах Тель-Авива и Москвы. Но тихий вопрос из зала: а почему он не появился спустя 20 лет? Как вы подтвердили? Ах.. Вы хотели сесть в этот паровоз, чтобы денежек "слизать" немного.... Сочувствую... Но это называется прохиндиадой. И вот такого в науке очень много. Пока наука будет зависеть от попсы, популяризации, от журналистики и от трехлетних грантов, за которые физически ничего не сделаешь, до тех пор наука будет имитацией научной деятельности, которая будет уничтожать самое главное - рассудочную часть мозга молодежи, которая в эту науку приходит. И это в перспективе - катастрофа", - подчеркнул профессор.