Президент новостей: 3991

Исследование: пестициды ускоряют распространение смертельных водных патогенов

21 июл. 2020, 3:00   Наука и IT

Исследователи смогли доказать, что использование пестицидов напрямую связано с распространением паразитарных болезней. От этого могут пострадать миллионы человек в год.

Ученые из Калифорнийского университета в Беркли обнаружили, что применение пестицидов и других агрохимикатов может ускорить передачу шистосомоза, нарушая при этом экологическое равновесие в водной среде, которое предотвращает инфекции.

Шистосомоз вызывается паразитическими червями, которые развиваются и размножаются внутри пресноводных улиток и передаются при контакте с загрязненной водой. Эта инфекция способна привести к поражениям печени и почек, ежегодно ей страдают миллионы людей.

Исследование, опубликованное в журнале Lancet Planetary Health, показало, что агрохимикаты могут усилить передачу червей шистосомов сразу несколькими способами: напрямую влияя на выживание паразита в воде, уничтожая водных хищников, которые питаются улитками, несущими паразита, и меняя состав водорослей в воде, которые являются основным источником пищи для улиток.

«Мы уже знали, что строительство плотин и расширение ирригационных сетей увеличивает распространение шистосомоза в условиях низких доходов, нарушая пресноводные экосистемы. Но мы были потрясены тем, как легко нам удалось доказать связь между загрязнениями и усилением передачи шистосомоза», — отметили исследователи.

Ученые дополнительно изучили тысячу исследований и нашла 144 эксперимента, которые связывают концентрации агрохимикатов с компонентами жизненного цикла шистосомы. Затем они включили эти данные в математическую модель, которая фиксирует динамику передачи паразита. Модель оценивает концентрации агрохимикатов после их применения на сельскохозяйственных полях и вычисляет их воздействие на инфекции в популяции человека.

Исследователи обнаружили, что даже низкие концентрации пестицидов, включая атразин, глифосат и хлорпирифос, могут увеличить скорость передачи шистосомоза. В общинах в бассейне реки Сенегал в Западной Африке уровень болезней, вызванный агрохимическими загрязнениями, был наравне с болезнями, вызванными воздействием свинца, высоким содержанием натрия в рационе питания и низкой физической активностью.