Президент новостей: 3991

Инопланетяне ждут от нас сигнала

13 дек. 2022, 0:30   Наука и IT

Почему мы не можем обнаружить какую-либо инопланетную жизнь во Вселенной, ведь все время разрабатываются новые возможные решения? Теперь к одному из наиболее популярных ответов добавляется дополнительная теория о том, что инопланетяне слишком заняты, чтобы заботиться о нас. Статья, опубликованная на arXiv, была написана Амри Ванделем из Института физики Ракаха Еврейского университета в Иерусалиме.

Он делает два основных предположения. Во-первых, инопланетянам нет дела до планет, на которых есть жизнь. Во-вторых, им будет небезразлично, смогут ли они обнаружить разумную жизнь на одной из них.

Чтобы первое предположение было верным, было бы полезно, если бы появление «биотических» (т. е. имеющих биологию) планет было бы широко распространенным явлением. В этом случае даже у высокоразвитых цивилизаций может не хватить ресурсов для полного исследования этих планет, особенно в форме настоящего зонда. И отправка сообщений, которая гораздо менее энергозатратна, чем отправка физического объекта, довольно бессмысленна, если все эти радиоволны просто омывают какую-то форму примитивного одноклеточного организма. В последнее время ученые больше доверяют этой теории, учитывая преобладание экзопланет, обнаруженных в обитаемых зонах их звезд. Предположим, что каждый из них развивает жизнь в какой-то момент своей эволюции. В этом случае галактика, может быть, настолько кишит ими, что не стоит тратить время передовых цивилизаций на проверку каждой биотической планеты до того, как она разовьет разум.

Однако, как только планета развила разум, она может быть им действительно интересна. В основе парадокса Ферми лежит то, что обнаружить разумную жизнь не так-то просто. Поэтому он, вероятно, относительно редко встречается в галактике до сих пор. Так что любой его экземпляр может быть интересен даже развитой цивилизации. Чтобы обнаружить разумную жизнь издалека, развитой цивилизации было бы проще всего искать признаки искусственного радио или других сигналов, подобно тому, что мы делаем в рамках проекта «Поиск внеземного разума» (SETI).

Как бы это выглядело, если бы ситуация была обратной, и инопланетяне потенциально могли обнаружить признаки разума на Земле? Наиболее очевидным ответом были бы радиосигналы, которые Земля начала посылать около 100 лет назад. За эти 100 лет сигналы теоретически достигли бы ближайших 15 000 звезд, но только те, которые находятся в пределах 50 световых лет, смогли бы отправить обратно что-либо, что мы могли бы увидеть.

Этот радиус включает в себя в общей сложности 1300 звездных систем из 100–400 миллиардов звездных систем Млечного Пути. Немного по галактическим меркам, но все же ненулевое число. Однако ученые SETI считают, что отправленные нами радиосигналы, которые были скорее случайностью телевизионного вещания, чем каким-либо преднамеренным сигнальным механизмом, будут неотличимы от фонового шума после примерно светового года путешествия.

Следовательно, даже в тех 1300 звездных системах, которые могли бы отреагировать, есть довольно большая вероятность того, что они даже не смогли бы обнаружить нашу непреднамеренную техносигнатуру и могли бы все еще не знать о разумной жизни на этой планете. И если неразумная жизнь в изобилии, зачем им тратить какие-либо ресурсы на попытки связаться с потенциально неразумным миром? Отсюда и решение парадокса Ферми: инопланетяне до сих пор молчали, потому что не видели никаких признаков того, что мы разумны. Это, безусловно, элегантное решение, которое ранее предлагалось в других формах. Тем не менее, этот аргумент хорошо объяснен в статье Ванделя, которую стоит прочитать всем, кто интересуется решениями потенциально величайшего вопроса нашего времени.