COVID-19 в Молдове Подробнее

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ Все новости

ещё темысвернуть

Диабет можно вылечить

Исследователи создали новый лекарственный коктейль, который может стимулировать регенерацию клеток, вырабатывающих инсулин.

Недавнее исследование, проведенное учеными из Медицинской школы Икан в Маунт-Синай в Нью-Йорке, показывает, как новая комбинация двух классов лекарств может заставить бета-клетки взрослого человека размножаться со скоростью 5–8 % в день.

Команда сообщает о результатах в статье, представленной в журнале Cell Metabolism.

«Мы очень рады этому новому наблюдению, потому что это произошло впервые. Мы обнаружили скорости репликации бета-клеток человека, достаточные для пополнения массы бета-клеток у людей ", - говорит ведущий автор, доктор Эндрю Ф. Стюарт, директор Института диабета, ожирения и метаболизма в Маунт-Синай, передает NOI.md со ссылкой на antipsychiatry.ru.

В более ранней работе команда исследовала небольшую молекулу, которая блокирует фермент, называемый киназой 1A, регулируемой тирозин-фосфорилированием двойной специфичности (DYRK1A). Эта молекула привела к скорости пролиферации бета-клеток от 1,5 до 3 %.

В новом исследовании команда продемонстрировала, как добавление небольшой молекулы из другого класса лекарств повышает скорость продуцирования в среднем до 5–8 %. Второе лекарство блокирует членов суперсемейства трансформирующего бета-фактора роста (TGFβSF).

Однако, несмотря на то, что исследование сделало важный шаг, показав, что комбинация лекарств может регенерировать бета-клетки достаточно быстро для возможности лечения, предстоит еще проделать определенную работу.

Как объясняет доктор Стюарт: «Следующая большая сложность - выяснить, как доставить их прямо в поджелудочную железу»?

Диабет, инсулин и бета-клетки

Диабет - это заболевание, при котором уровень глюкозы в крови поднимается до опасного уровня. Постоянный высокий уровень глюкозы в крови повреждает кровеносные сосуды, нервы и другие системы организма. Это может привести к потере зрения, заболеваниям почек и проблемам с сердцем. Уровень глюкозы в крови повышается из-за трудностей с производством и использованием инсулина, - гормона, который помогает клеткам организма поглощать и использовать глюкозу для выработки энергии.

По оценкам Всемирной организации здравоохранения, к 2025 году во всем мире может быть около 300 миллионов человек с диабетом.

В Соединенных Штатах диабетом страдают около 9,4 % населения, что составляет примерно 30,3 миллиона человек. Национальный институт диабета, болезней органов пищеварения и почек предполагает, что есть еще 84,1 млн взрослых с преддиабетом.

Существует два основных типа диабета: тип 1 и тип 2. Около 90–95 % взрослых с диабетом имеют 2-й тип.

При диабете 1-го типа недостаток контроля уровня глюкозы в крови происходит из-за того, что иммунная система разрушает в поджелудочной железе бета-клетки, продуцирующие инсулин.

Диабет 2-го типа обычно начинается с инсулинорезистентности, - состояния, при котором клетки менее эффективно используют инсулин. Первоначально поджелудочная железа компенсирует это путем выработки большего количества инсулина, но это не является долгосрочным решением, и уровни глюкозы в крови в конечном итоге повышаются.

Хотя эти два типа имеют различия, недавние исследования показывают, что диабет 1 и 2 типа имеет одну общую черту: уменьшенный запас функционирующих инсулин-продуцирующих бета-клеток.

«Достигнутые ранее недостижимые показатели»

Доктор Стюарт говорит, что ни одно из лекарств, доступных в настоящее время для лечения диабета, не достаточно эффективно способствует регенерации бета-клеток человека.

Исследователи изучают другие подходы, такие как трансплантация бета-клеток или поджелудочной железы и методы лечения, в которых используются стволовые клетки для создания новых бета-клеток. Однако ни один из них широко не используется, отмечает доктор Стюарт.

В более ранней работе он и его коллеги показали, что ингибитор DYRK1A, называемый гуамином, способен стимулировать устойчивую пролиферацию бета-клеток взрослого человека в лабораторных культурах. Кроме того, мыши с человеческими бета-клетками могли поддерживать уровень сахара в крови на нормальном уровне после лечения с помощью гарминина.

Это был важный шаг вперед. Тем не менее скорость производства новых бета-клеток была слишком низкой, чтобы лечение было эффективным у людей с диабетом.

Исследователям пришла в голову идея добавить ингибитор TGFβSF, когда они исследовали тип доброкачественной опухоли, которая образуется в бета-клетках. Это открыло новый набор целей для лекарств, которые могут увеличить пролиферацию бета-клеток.

Итак, цель недавнего исследования состояла в том, чтобы выяснить, - сработает ли сочетание двух классов лекарств? И это сработало!

Ученые пишут, что исследование показывает, как блокирование «DYRK1A и TGFβSF передачи сигналов индуцирует замечательные и ранее недостижимые скорости пролиферации бета-клеток человека [...] и фактически увеличивает количество бета-клеток и у человека и у мышей».

В исследовании также изучаются механизмы, лежащие в основе "замечательной скорости распространения". Результаты показывают, что комбинация лекарств работает не только в бета-клетках, которые ученые извлекли из «нормальных островков человека», но также и в бета-клетках, которые они вырастили из стволовых клеток человека и «из людей с диабетом 2 типа».

«Поскольку эти лекарства воздействуют на другие органы тела, нам необходимо разработать методы доставки этих лекарств конкретно к бета-клеткам человека».

Доктор. Эндрю Ф. Стюарт