Президент новостей: 3996

Астрономы озвучили планы по созданию межзвездного зонда Interstellar

28 апр. 2021, 2:00   Наука и IT

Астрономы рассказали о планах по созданию зонда Interstellar, который должен удалиться от Земли на рекордные 149 млрд км. Цель аппарата – детально изучить свойства межзвездной среды.

"Зонд Interstellar отправится в глубины межзвездного пространства, куда человечество еще не проникало. У нас впервые появится возможность получить фотографии всей Солнечной системы и ее гелиосферы. Благодаря этому мы сможем понять, как она выглядела бы для наблюдателей извне", – рассказала Елена Проворникова, один из соруководителей миссии.

Пределы Солнечной системы покинули лишь два космических аппарата – Voyager-1 и Voyager-2. Они и сейчас путешествуют по межзвездному пространству. Их данные помогли ученым узнать некоторые свойства этой части космоса и открыть некоторые аномалий на границе Солнечной системы.

Подобные открытия, по словам Проворниковлй, подогрели интерес к изучению межзвездной среды. Однако в силу возраста "Вояджеров" и неисправности части их инструментов возможности для этого пока ограничены. Более того: оба аппарата в скором времени перестанут поддерживать связь с Землей, поскольку мощность их радиоизотопных генераторов уменьшается.

Поэтому Проворникова и ее коллеги по Университету Джонса Хопкинса недавно завершили разработку детального проекта зонда Interstellar, нацеленного на решение подобных задач. Идею его создания представители NASA озвучивали несколько лет назад, что дало ученым формальную и финансовую возможность разработать подобные планы.

Над проектом работали более 400 астрофизиков, планетологов, космологов и других специалистов из разных стран мира. Они предложили разработать относительно простой, но долговечный зонд, который благодаря мощному радиоизотопному источнику энергии сможет проработать в космосе более 50 лет.

Если этот аппарат будет выведен в космос в начале 2030-х годов, то примерно к середине века он достигнет границы гелиосферы – "пузыря" из плазмы солнечного ветра, который окружает Солнечную систему, – и выйдет в межзвездную среду. Затем он удалится примерно на 149 млрд км от Земли, то есть примерно в тысячу раз больше среднего расстояния между Солнцем и нашей планетой.

Согласно планам ученых, на борту Interstellar должно быть восемь научных инструментов. Пять из них будут изучать солнечный ветер, космические лучи и магнитные поля, а также плазменные волны, о которых ученые узнали после выхода Voyager-2 в межзвездную среду. Еще один прибор будет специализироваться на изучении частиц межзвездной пыли, а два последних инструмента будут представлять собой набор из оптических и инфракрасных камер.

Ученые надеются, что эти инструменты помогут определить свойства межзвездной среды в окрестностях гелиосферы, а также получить многие другие сведения, недоступные внутри Солнечной системы. В частности, Проворникова и ее коллеги надеются, что инструменты Interstellar смогут уловить так называемое внегалактическое фоновое излучение – рассеянный свет первых звезд Вселенной.

Рассмотреть проект руководство NASA должно будет в конце этого года.