Акция протеста новостей: 1685

А вы знали, что дождь может двигать горы?

1 ноя. 2020, 0:06   Наука и IT

Новаторская техника, которая точно фиксирует, как горы сгибаются под давлением капель дождя, помогла решить давнюю научную загадку. Дождь меняет ландшафт земли - доказано на примере Гималайских гор.

Из-за подмывов и подъема булыжников из земли горы могут сдвигаться с места. Статья об исследовании опубликована в Science Advances.

Ученые из Бристольского университета (University of Bristol) во время исследования, проводимого на Гималайских горах, открывают возможность прогнозирования изменения ландшафта, что в свою очередь влияет на жизнь человека, передает fgbnuac.ru.

«Может показаться интуитивно понятным, что много дождя может формировать горы, заставляя реки быстрее превращаться в камни. Но ученые также полагают, что дождь может разрушить ландшафт достаточно быстро, чтобы по существу «высосать» камни из Земли, по сути, очень быстро поднимая горы вверх»,- отмечает главный автор исследования Байрон Адамс (Byron Adams), научный сотрудник Королевского общества Дороти Ходжкин из университетского Института окружающей среды Кэбота (Royal Society Dorothy Hodgkin Fellow at the university’s Cabot Institute for the Environment).

Исследование проводилось в центральных и восточных Гималаях Бутана и Непала, потому что этот регион мира стал одним из самых популярных ландшафтов для изучения скорости эрозии. Доктор Адамс вместе с сотрудниками из Университета штата Аризона (ASU) и Университета штата Луизиана использовал космические часы внутри песчинок, чтобы измерить скорость, с которой реки размывают скалы под собой.

«Когда космическая частица из космоса достигает Земли, она может столкнуться с песчинками на склонах холмов, которые переносятся к рекам. Когда это происходит, некоторые атомы в каждой песчинке могут превратиться в редкий элемент. Подсчитав, сколько атомов этого элемента присутствует в мешке с песком, мы можем подсчитать, как долго песок там находился и, следовательно, насколько быстро ландшафт разрушался», - сказал доктор Адамс.

Сотрудник по исследованию профессор Келин Уиппл, профессор геологии в АГУ, сказал: «Наши результаты показывают, насколько важно учитывать количество осадков при оценке закономерностей тектонической активности с использованием топографии, а также являются важным шагом вперед в решении вопроса о том, насколько велика скорость скольжения на тектонические разломы могут контролироваться эрозией поверхности, вызванной климатом».

Результаты исследования также имеют важное значение для управления землепользованием, обслуживания инфраструктуры и опасностей в Гималаях.

В Гималаях существует постоянный риск того, что высокая скорость эрозии может резко увеличить отложения за дамбами, что поставит под угрозу важнейшие гидроэнергетические проекты. Полученные данные также предполагают, что большее количество осадков может подорвать склоны холмов, увеличивая риск селевых потоков или оползней, некоторые из которых могут быть достаточно большими, чтобы запрудить реку, создав новую опасность - наводнения из-за прорыва озера.