X 
Приднестровье новостей: 1380
Война в Украине новостей: 5286
Евровидение новостей: 500
Президент новостей: 3988

Зачем нам нужен Закон о нефти?

12 дек. 2016, 16:00   Экономика
17438 8

Зачем нам нужен Закон о нефти?
Фото: agora.md

Думитру Барбалат

Министерство окружающей среды подготовило и представило для общественного обсуждения проект Закона о нефти.


Утверждается, что проект был разработан по указанию правительства и направлен на создание нормативно-правовой базы для проведения исследований и разработки минеральных топливных ресурсов - нефти и природного газа.

Будем искать нефть и газ

Необходимость Закона о нефти определяется также Энергетической стратегией Молдовы до 2030 г., утвержденной правительством в 2013 г., которая предусматривает, что в период 2017-2018 гг. в Молдове будут проводиться работы по выявлению запасов нефти и газа и, очевидно, эти действия должны регулироваться правовыми рамками.

На данный момент в пределах территории Молдовы известны залежи нефти в Вэлень и два месторождения газа – в Викторовке ​​и Берешть. Запасы нефти составляют около 1 млн. тонн. Потенциально извлекаемые запасы оцениваются примерно в 300 тысяч тонн. Месторождение газа «Викторовка» ​​(Кантемир) находится на глубине 580-605 м. Запасы составляют около 1 млрд. 200 млн. м3, а извлекаемые запасы – порядка 350 млн. м3. Месторождение газа «Берешть» (Унгенский р-н) находится на глубине 140-I70 м. На момент открытия оценочные запасы составляли около 10 млн. м3. Месторождения «Вэлень» и «Викторовка» в настоящее время эксплуатируются кампанией ООО «Valiexchimp» на основании договора о концессии, месторождение «Берешть» исчерпано еще в 60-х годах прошлого века.

До 1972 г. был проведен ряд сейсмических исследований. По всей стране были пробурены 49 скважин общей глубиной около 90 тысяч метров. Тогда, благодаря этим изысканиям, были определены основные характеристики геологического строения этих регионов и их границы, перспективы для накопления там углеводородов, изучены запасы неогенов (комплекса пород) с точки зрения перспектив нефти и газа там, где были открыты одно месторождение нефти и четыре – газа.

Геологическая исследовательская группа из Украины в 1984 г. оценила перспективы газодобычи в нашей республике. Согласно её выводам, у нас были пригодные для использования нефтяные и газовые ресурсы - порядка 5,3 млн. тонн нефти и 16 млрд. м3 газа. Несмотря на значительный выполненный объем геологоразведочных и буровых работ, других запасов углеводородов не было обнаружено.

Теоретически есть ещё

В соответствии с современной концепцией, связанной с геологическим строением интегрированной территории между Карпатами и Черным морем, запасы нефти и газа на этой территории могут находиться на больших глубинах - 3000-7000 м. В Молдове этот диапазон глубин мало изучен. То есть не исключаются ещё подземные залежи нефти и газа, помимо уже известных.

Есть и другие аргументы в пользу этого утверждения. Например, присутствие на юге страны толстого комплекса (7000 м) осадочных образований. В соседних регионах, сходных по структуре и стратиграфии (на Украине и в Румынии),есть нефтегазовые месторождения. На территории Молдовы существуют многочисленные проявления нефти и газа в кайнозойских, юрских и палеозойских формированиях осадочного типа, как и уже доказанные (в Вэлень, Викторовке, Берешть). Также есть горные породы, имеющие хорошую способность к накоплению и сохранению углеводородов, наличие геотермальных показателей, геохимических и гидрогеологических, специфических для природного газа и нефтяных месторождений. Также существуют региональные пути миграции углеводородов.

Инвесторы бывшие и настоящие

В 1995 г. правительство провело конкурс и подписало концессионный контракт с американской компанией «Redeco». Договор предполагал разведку и добычу природного газа на юге Молдовы в течение 20 лет. Фирма инвестировала более млн. в буровые изыскания, но в 2007 г. правительство расторгло договор на том основании, что выполненные работы «не были радикальными», и договорные обязательства не были соблюдены инвестором в полной мере.

Затем правительство передало права на разведку и разработку нефтяных и газовых месторождений в селах Викторовка и Вэлень молдавской компании «Valiexchimp».

Тогда же парламент решил передать в концессию иностранному инвестору территорию площадью 6,3 тыс. квадратных километров на юге Молдовы (северная её граница проходит по линии Унгень-Басарабяска) для разработки и добычи природного газа. Но в последующие годы это не было реализовано.

Министерство окружающей среды предположило, что законопроект о нефти обеспечит государственное регулирование нефтяных работ в Молдове и отношений, которые возникнут в результате выполнения этих работ на территории страны. А также способ передачи в пользование земли, на которой выполняются нефтяные работы, регулирование системы магистральной транспортировки нефти и транзита и деятельности в рамках концессии. Кроме того, закон должен установить общие требования по безопасности в области технического регламентирования нефти и меры защиты окружающей среды.

… а также будущие?

Несмотря на многочисленные ожидания и обещания в результате принятия Закона о нефти, Министерство охраны окружающей среды одновременно с этим проектом предлагает правительству утвердить результаты конкурса на право разведки и последующей эксплуатации месторождений нефти и газа на юге Молдовы и передать их компании «Frontera Resources International LLC». И для этого не был необходим новый Закон о нефти, поскольку делается ссылка на Закон о частно-государственном партнерстве.

В конкурсе приняли участие только две компании, обе оффшорные. Победившая «Frontera Resources International LLC» является дочерней компанией «Frontera Resources», зарегистрированной в Великобритании, которая, в свою очередь, является частью американской топливной кампании «Frontera Resources Corporation».

ВМолдове «Frontera Resources International LLC» учредила компанию «Frontera Resources Energy», которой руководит Габриэла Ребежа. Это юрлицо зарегистрировано по адресу бизнес-центра IPTEH.

В настоящее время «Frontera Resources» осуществляет разведку и производство в едином периметре углеводородов между Грузией и Азербайджаном, между Каспийским и Черным морями. Но, по сообщениям в прессе, эта компания столкнулась с серьезными финансовыми проблемами. Кроме того, «Frontera Resources» находится в конфликте с Правительством Грузии, из-за попытки уклонения от уплаты долга в размере млн до 1 августа 2016 г.

Что получит Молдова?

Предполагается, что победившая на концессионном конкурсе компания будет платить государству ежегодно лишь 1% от своего дохода. И здесь следует уточнить, какая существует практика по налогообложению добычи ископаемых.

В общемировой практике платят не менее 15% от стоимости добытых ископаемых.В России, например, согласно Налоговому кодексу, за добычу углеводородов (то есть нефти и газа) платят ежемесячно по 16,5% от стоимости добытых ископаемых.

У нас, согласно Налоговому кодексу, предусмотрено, что величина вычета расходов, связанных с добычей природных ресурсов, определяется путем умножения стоимостного базиса природных ресурсов на результат, полученный от деления объема добычи в течение налогового года на ожидаемый общий объем добычи по данному месторождению (в натуральном измерении). Кроме этого предусмотрены вычеты предстоящих расходов на рекультивацию земель и вычет предстоящих расходов по возмещению потерь сельскохозяйственного производства при отводе земель.

Таким образом, предусмотренный только 1% от дохода и при том только по итогам года, это - с одной стороны, нарушение Налогового кодекса, а с другой стороны, явно очень дешевый вариант передачи разработки месторождения на юге в концессию, что не может не вызывать вопросов.

Ведь почему в итоге предыдущая концессия фирмой «Redeco» потерпела фиаско? Потому что с них потребовали разрабатывать по очереди только по одной скважине. Выяснять обстоятельства, после чего скважину следовало консервировать. Фирма не захотела выполнить наши законные требования, да и не смогла представить банковскую гарантию наличия необходимых средств на разработку. А ведь, только по приблизительным расчетам, бурение 1000 м стоит примерно ,5 млн. Таким образом, не сложно посчитать, какие расходы предполагаются при бурении скважин глубиной до 7000 м. То есть одна скважина может обходиться в сумму порядка ,5 млн. Сможет ли потенциальный концессионер дать такие гарантии, если у него уже есть долги в другой стране?

Разве в этих условиях необходим и Закон о нефти для Молдовы? И насколько корректно поступили при проведении конкурса и определении победителем кампании с проблемами в других странах?

От редакции: При сдаче в концессию Кишиневского международного аэропорта мы уже наступили на одни грабли, в результате чего уже не один год проводятся расследования проведения конкурса и несоблюдения инвестором своих обязанностей. Разве нам нужен ещё один повод для расследований?

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

© Бизнес

Будете ли вы принимать участие в проходящей в Молдове переписи населения?