Приднестровье новостей: 1423
Война в Украине новостей: 6171
Евровидение новостей: 506
Президент новостей: 4000

Игорь Боцан: «Как у людей поворачивается язык говорить “не трогайте наших проевропейских воров, потому что это может подорвать наш европейский вектор”?

4 июн. 2015, 16:25   Общество
13789 10

Игорь Боцан: «Как у людей поворачивается язык говорить “не трогайте наших проевропейских воров, потому что это может подорвать наш европейский вектор”?
Фото: vedomosti.md

В воскресенье, 7 июня, гражданская платформа “Достоинство и правда” (Demnitate si Adevar) проведет очередной митинг протеста против действующей власти. Это будет “генеральная репетиция” Великого национального собрания, которое платформа DA запланировала на 27 августа.

Что такое платформа DA, какие цели преследует, и кто за ней стоит? На эти вопросы noi.md ответил член инициативной группы Гражданской платформы “Demnitate si Adevar”, политический аналитик Игорь Боцан.

- Г-н Боцан, митинг, организованный DA 3 мая, собрал до 50 тысяч участников. Но, несмотря на массовость, власти “не заметили” ни саму акцию протеста, ни прозвучавшие на ней требования. Если митинг 7 июня постигнет та же судьба, будут ли предприняты какие-то более решительные действия. На митинге 3 мая некоторые его участники, например, предлагали разбить платочные городки у зданий парламента и генпрокуратуры.

- Мы исходим из того, что гражданские инициативы должны осуществляться исключительно мирными средствами. Платформа DA – это гражданское проявление, а не политическое образование. Поэтому максимум, что мы можем сделать, как гражданская инициатива, - собирать людей на митинги.

Если проводить такие акции протеста по нарастающей, привлекая все больше и больше граждан – это будет наглядным выражением недовольства нынешней властью и презрения к ней. Наша цель – разбудить людей, убедить их в том, что если мы будем консолидироваться именно как граждане, которым небезразлично, кто нами правит, и как нами правят, это даст не только сиюминутные результаты, но и будет уроком для последующих возможных правлений в Республике Молдова.

Другая важная для нас задача – преодолеть синдром 7 апреля. Потому что эти ребята во власти после 2009 года оказались в очень выгодной ситуации. Люди боялись протестовать после того, что случилось 7 апреля – боялись провокаций, эксцессов. Так что одна из наших целей - показать гражданам, что можно протестовать мирно, без эксцессов, демонстрируя власти наше недовольство.

- А дальше что – досрочные выборы?

- Люди должны понимать, что есть цели и методы, присущие гражданским инициативам, а есть цели и методы, присущие политическим партиям.

Мы обратились к политформированиям: “Не ждите от нас того, что присуще политическим силам”. Ситуация сложилась таким образом, что те, кто руководит страной, соучаствовали в грабеже страны, и возможная замена этой власти должна исходить от политических сил, а не от гражданских инициатив.
Наша задача в этой ситуации – наглядно показать власти, что она не желаема и презренна в глазах граждан. А дальше пусть действуют политические партии. Ведь любая политическая партия хочет прийти к власти – в этом смысл ее создания и функционирования. Вот пусть политические игроки и думают, что делать дальше, а не ждут от нас какие-то стратегии дальнейших действий. Мы стратегии для политических партий разрабатывать не будем.

Наши задачи и наши методы совершенно ясны и понятны. Остается, чтобы граждане поверили, что мы не преследуем какие-то неблаговидные цели и что за нами не стоит кто-то, кто преследует свои, чисто корыстные цели. Если нам это удастся – хорошо, если не удастся, по крайней мере, мы сможем сказать - мы попробовали. Конечно, желательно, чтобы все у нас получилось. Не получится – значит придут другие люди, с другими инициативами.

- Так все-таки главный лозунг платформы DA - долой нынешнюю власть?

- Ну подождите! Сначала найдите украденный миллиард, верните его, накажите виновных, снимите руководство Национального банка, прокуратуры, да и не только... А как же лидеры партий, которые осуществляли политическое прикрытие? Это очень глубокие проблемы, которые просто так, наскоком, не решишь. Для этого нужны соответствующие подходы, нужно терпение.

Мы исходим из того, что если кто-то хочет все и сразу, то в результате не получит ничего и по частям. Поэтому когда нас подталкивают – давайте, давайте, где ваша стратегия, чем это все закончится, мы уже устали, - мы отвечаем: “Из сложившейся ситуации нужно выбираться всем миром, по-другому не бывает”.

Что же касается призыва “Долой!”, то “Долой!” мы говорим коррумпированной верхушке правящих партий. Мы им говорим: “Ребята, если у вас мандат, как вы говорите еще на 3,5 года, и вы утверждаете, что вы проевропейские партии, то поступайте по-европейски. Лидеры этих партий, обанкротившиеся морально, подайте в отставку! Подыщите других лидеров, покажите, что ваши партии – не ООО, не общества с ограниченной ответственностью, а серьезные политические институты”.

Есть множество возможностей. Но те, кто замешан в грабеже, должны уйти, чтобы уголовное расследование по “Делу о миллиарде” проводилось в нормальных условиях.

- Получается, что главная цель платформы DA - не свергнуть власть, а посадить воров и вернуть деньги, даже если у власти останутся нынешние правящие партии?

- Главная цель – вернуться к нормальному положению вещей. Другая наша задача – чтобы мы, жители Республики Молдова, невзирая на все наши языковые, этнические, политические и другие различия, почувствовали себя гражданами, сопричастными к искоренению “всеобщего зла”. Чтобы мы ощутили себя гражданами, а не быдлом, которым манипулируют эти, так называемые “проевропейцы”.

У меня вопрос: как у людей поворачивается язык говорить “не трогайте наших проевропейских воров, потому что это может подорвать наш европейский вектор”? По-моему, это глупо, лицемерно и смешно - исходить из таких предпосылок.

Мы понимаем, что задача стоит очень сложная: миллиард украден, и для того, чтобы спасти эти несчастные банки, а также депозиты вкладчиков, нужен либо еще миллиард для ликвидации проблемных банков, либо еще полтора, а то и два миллиарда, чтобы сделать эти банки функциональными.

То есть, эти деньги нужно откуда-то взять. А это дополнительная нагрузка на всех нас, потому что украденный миллиард они хотят сделать государственным долгом и повесить его на наши плечи. А спасенные любым способом – через ликвидацию или реструктуризацию – банки, это еще пару миллиардов на наши плечи. Какое развитие будет в этой стране?

Вы же понимаете, что задача многовалентная. И решать эту задачу гражданская инициатива неспособна, да это и не свойственно ей. Мы хотим, только, чтобы наши граждане консолидировались, а политические партии вышли из спячки. Пусть они решают, что и как дальше делать – на то партии и создавались. Международные партнеры тоже должны сказать свое слово.

Поэтому мы сейчас обращаемся к нашим согражданам: если мы сплотимся, консолидируем наши усилия, возможно, что-то получится, если нет – так и будем дальше прозябать в этой несчастной дыре.

- Но согласитесь, очень многие из тех, кто сейчас ругает эту власть в рамках платформы DA, кто был на площади 3 мая, в том числе и среди организаторов акции протеста, сами эту власть в свое время активно продвигали. Кто-то участвовал в событиях 7 апреля 2009 года, а кто-то на парламентских выборах 30 ноября голосовал за партии власти под предлогом того, чтобы сохранить европейский вектор и не дать победить сторонникам евразийского интеграционного направления.

- С одной стороны, так оно и есть. А с другой, продвигали-то они что? Партии - как выразителей каких-то чаяний и обещаний. И вдруг эти люди узнают, что поддерживаемые ими партии, вернее, лидеры этих партий, проворовались. Естественно, позиция людей меняется.

Вот, допустим, в жизни: молодые люди любят друг друга, женятся, а потом между ними пробегает трещина – любовь проходит или кто-то изменил. Бывает в жизни такое? Сплошь и рядом. Так и тут. Мы пришли к тому, что некоторые молдавские политики под завлекательными лозунгами и знаменами, прикрываясь ими, просто грубо обманули своих сограждан, своих избирателей.

Поэтому когда я говорю о том, что нужно консолидировать общество, я имею в виду и то, что мы не должны больше попадаться на такие уловки и крючки. Давайте введем то, что называется общественный контроль. Давайте создадим механизмы, которые не позволят больше беспрепятственно обворовывать своих сограждан и “приватизировать” государственные институты.

Недавно вот случилась Рига – рижский саммит “Восточного партнерства”, на котором Молдове недвусмысленно указали, что ей грозит прозябание в околоевропейской сфере еще долгие годы, если не десятилетия. Что у РМ нет реальных европерспектив. Прежде всего, - из-за далеко не европейских действий властей.

Слава богу, что соглашение об ассоциации подписано. Документ, который направлен на модернизацию страны. Но способна ли нынешняя власть исполнить предписания этого соглашения? Да никогда в жизни! Для этого нужны компетентные люди, не занимающиеся воровством. Люди не могут всего этого не понимать, поэтому в обществе так велико разочарование.

- Вы не могли не слышать обвинений в адрес гражданской платформы DA, различные предположения о том, кто за ней стоит и какие цели продвигает. Например, что за DA на самом деле стоят правящие партии, которые хотят иметь удобное и управляемое протестное движение. Или что за DA стоят Вашингтон, Бухарест, румынские спецслужбы...

- А что тут комментировать? В нашей “отравленной атмосфере” все эти инсинуации мы воспринимаем как данность. Это показатель того, насколько отравлено наше общество.

Вашингтон, Бухарест, спецслужбы… Посмотрите на состав инициативной группы гражданской платформы DA: это люди с настолько разным прошлым и с настолько разными взглядами, что они просто не могут управляться из определенного центра. Это просто глупо!

И потом, что такого из ряда вон выходящего мы требуем? Простые вещи, мы требуем совершенно простые вещи – вернуть украденные средства, наказать виновных, провести объективное расследование, уволить чиновников, способствовавших краже государственных средств. Мы же не боремся за власть. Наоборот, мы обращаемся к нашим политическим партиям - сколько их там у нас – 41, пожалуйста, выразите и вы ваше отношение к произошедшему воровству, действуйте.

И разве недостаточно того, что один миллиард евро так называемые проевропейские воры уже навесили на наши плечи? Остается только оформить его как государственный долг. А ведь еще предстоит выделить 1-2 миллиарда, чтобы спасти проблемные банки и вклады граждан, а эти деньги тоже лягут тяжелым грузом на всех нас. Это разве не повод для того, чтобы возмущаться и требовать ответа? Для этого нужно, чтобы Вашингтон, Кремль или Бухарест находились за спиной?

- Если уж говорить о консолидации всех здоровых сил. Как собираются организаторы на митинге 7 июня не допустить унионистские лозунги и призывы, которые уже звучали на митинге 3 мая? Ведь, с одной стороны, это вызывает подозрения в определенной политической ангажированности платформы DA. С другой, отталкивает от вашей платформы очень многих граждан центристской или левоцентристской направленности, которые тоже выступают против произвола властей.

- Конечно, это очень печально – то, что случилось на митинге 3 мая. С другой стороны, от коррупции страдают и унионисты, и русофилы, и сторонники евразийской интеграции. Разве неправда? Правда. Мы им говорим – придите, выразите свое отношение к этой проворовавшейся власти.

Платформа DA – это наименьший общий знаменатель. У нас есть своя, антикоррупционная повестка и мы хотим, чтобы выступающие на митинге придерживались ей. Но если человека, которого мы воспринимали, как адекватного, начинает заносить не в ту сторону, мы понимаем, что это наша недоработка. Но это не наш злой умысел.

Мы надеемся на что, что наше общество адекватно. Что оно осознает - в том, что произошло 3 мая - не злой умысел организаторов. Когда нам унионисты говорят – дайте нам слово, мы отвечаем – пожалуйста, говорите, но придерживайтесь повестки дня. - Нет, мы хотим говорить об унионизме. - Ну хорошо, но если вы будете на нашей платформе говорить об унионизме, и придет Тулянцев, который тоже может быть против коррупции и который тоже захочет выступить с речью - о евразийской интеграции, мы должны будем позволить ему высказаться, потому что это будет по-демократически. Иначе - как мы будем выглядеть?

Поэтому я и говорю, что есть один уровень – наименьший общий знаменатель в виде гражданской платформы, на которой мы все говорим об одном - об общем зле. Потому что мы все страдаем от коррумпированной власти. Так что приходите, выразите свое возмущение. И есть право граждан выражать свои политические предпочтения, но, пожалуйста, делайте это отдельно от платформы.

Если нам удастся консолидироваться, то, наверное, все мы будем иметь от этого выгоду в смысле возвращения к нормальности. Если провалимся – ну что ж, будем страдать сообща. Значит, мы достойны такой судьбы в этой стране: жить по нашим этническим квартирам, смотреть друг на друга косо, подозревать друг друга в том, что хотим свое счастье построить на несчастье сограждан другой этнической принадлежности.

Если именно это для нас привлекательное будущее – тогда власти и дальше будут воровать, грабить нас всех, а мы и дальше будем бегать каждый со своими сепаратными лозунгами. Такой вариант вполне возможен.

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

© Бизнес

К какому этносу вы себя относите?