X 
Приднестровье новостей: 1365
Акция протеста новостей: 1639
Война в Украине новостей: 5253
Евровидение новостей: 499

Атака на нейтралитет, или Почему президент отозвал проект Стратегии национальной безопасности

5 июл. 2017, 10:00   Политика
19348 25

Виктор Суружиу

На прошлой неделе глава государства отозвал из парламента проект Стратегии национальной безопасности, разработанный в годы президентства Николая Тимофти, сославшись на значительные изменения на национальном, региональном и международном уровне. Игорь Додон распорядился о формировании новой комиссии по разработке стратегического документа, отвечающего государственным интересам, нейтральному статусу, требованиям укрепления государственности и модернизации Молдовы.

Тем самым в публичную плоскость вновь возвращается вопрос о преимуществах и недостатках текущей модели национальной безопасности, а также статусе постоянного нейтралитета нашей страны, процесс постепенной отмены которого был запущен с приходом к власти в 2009 г. проевропейских партий. При этом закулисная и публичная борьба, связанная с нейтралитетом, фактически сводится к проблеме сотрудничества с Североатлантическим альянсом, что подтвердило и недавнее решение Конституционного суда. В то же время ситуация вокруг нейтрального статуса Молдовы может стать частью более крупной политической комбинации.

Молдова + НАТО = ?

В Молдове до сих пор действует Стратегия национальной безопасности, утвержденная в 2011 г. Проект, отозванный Игорем Додоном, был разработан в 2015-2016 гг. молдавскими специалистами при активном участии экспертов НАТО. В марте прошлого года документ был передан в парламент, но его так и не рассмотрели. Он содержал шесть приоритетов - правовое государство и доверие граждан к государственным институтам, надлежащее управление, борьба с коррупцией, прозрачность и эффективность решений, развитие устойчивой экономики и развитие обороноспособности страны в военном плане.


Согласно этому проекту, Молдова выступает «за активизацию сотрудничества с НАТО и намерена продвигать активную внешнюю политику в качестве инструмента укрепления госбезопасности». Вследствие ситуации в Украине особое внимание предлагается уделять «различным аспектам региональной безопасности». В документе обозначено стремление поддерживать тесные отношения и налаживать двустороннее сотрудничество со странами Евросоюза, США, Россией, Румынией и Украиной, а также с другими заинтересованными сторонами.

По мнению ряда экспертов, при разработке последнего проекта Стратегии национальной безопасности в президентуре пошли на поводу у некоторых политических игроков и «де-факто» попытались сформировать почву для присоединения Молдовы к Североатлантическому альянсу. Под угрозой оказалась конституционная норма о том, что Республика Молдова – нейтральное государство, которая давно не давала покоя Либеральной партии и некоторым другим политическим силам.

Хотя Конституция и подавляющее большинство населения Молдовы, согласно опросам, выступает за нейтралитет и независимость, проект Стратегии-2016 вписывался в тенденцию активизации проНАТОвских настроений, подогреваемых внешними и внутренними силами. Сегодня Молдова тесно сотрудничает с НАТО в рамках подписанного 10 лет назад индивидуального плана партнерства, который был обновлен в 2010 г. и предусматривает расширение сотрудничества и консультирование молдавских военных экспертами альянса. Со своей стороны, республика оказывает поддержку в миротворческих операциях НАТО, отправляя туда своих солдат. В Кишиневе действует Центр информирования НАТО, также у Молдовы есть военный договор с участником Североатлантического альянса – Румынией.

Как следовало из проекта Стратегии-2016, Молдова планировала еще более активно участвовать в глобальных и региональных военных операциях. При этом, согласно ст.11 Конституции, Республика Молдова является нейтральной страной и не может быть частью военных блоков и союзов. В президентуре посчитали, что проект идет в разрез с интересами страны, в связи с чем было принято решение о его отзыве и разработке нового стратегического документа.

Атака на нейтралитет

При этом, скорее всего, вопрос о нейтральном статусе Молдовы снова станет одним из самых дискуссионных, и заинтересованные политические силы продолжат игры вокруг этой нормы Конституции. Как известно, через Конституционный суд (КС) предпринимались попытки аннулирования нейтралитета. Запрос об интерпретировании ст. 11 Конституции РМ был направлен в КС депутатами от Либеральной партии в мае 2014 г. По мнению его авторов, Республика Молдова должна отказаться от статуса нейтралитета и вступить в НАТО, в противном случае страна рискует потерять независимость и суверенитет.

Либералы опирались на постановление КС, согласно которому положения Декларации о независимости имеют большую юридическую силу, чем нормы Конституции. Напомним, что на основании этой логики, суд пришел к выводу, что официальным языком страны является румынский. Как отмечают либералы, поскольку в Декларации указано, что Приднестровье «оккупировано» российскими войсками, значит, это положение было верным и на момент принятия Конституции, то есть норма о нейтралитете не вступила в силу.

Этот вопрос значился в повестке дня единственного в Молдове органа конституционной юрисдикции на протяжении трех лет. Все это время на разных уровнях высказывались предположения, что вердикт КС будет направлен против нейтрального статуса Молдовы. В бытность главой государства Тимофти неоднократно заявлял: «Введение статуса нейтралитета в Конституцию Республики Молдова было ошибкой, которая должна быть пересмотрена». Он обращал внимание на существование значительных рисков для безопасности страны, считая, что «нашим шансом является сближение с НАТО».

В итоге Конституционный суд, вердикт которого был опубликован в июне 2017 г., отверг возможность отказа от нейтралитета из-за российских миротворцев в Приднестровье. «Нахождение иностранных войск на территории Республики Молдова в момент провозглашения нейтралитета и в условиях отсутствия международного признания и гарантии этого статуса не влияет на действительность конституционных положений о нейтралитете», - говорится в решении КС. Суд отмечает, что нахождение на территории Молдовы воинского контингента или военных баз, контролируемых другими государствами, является неконституционным.

Мина замедленного действия

В то же время, как отмечают эксперты, в решении КС заложена мина замедленного действия. В нем также сказано: «В случае угрозы фундаментальным конституционным ценностям, таким как независимость, территориальная целостность или госбезопасность, власти РМ обязаны предпринять все необходимые меры, в том числе военного порядка, для их защиты». То есть, по сути, КС истолковал Конституцию таким образом, что власти получили право присоединяться к различным военным структурам, если страна «не в состоянии сама противостоять угрозам». В такой ситуации «страна должна адаптировать политику по обороне и безопасности к новым обстоятельствам».

При этом вердикт КС поощряет тесное сотрудничество Молдовы с Североатлантическим альянсом. Судьи посчитали, что не противоречит статусу нейтралитета участие страны в системе коллективной безопасности, миротворческих операциях, коллективных санкциях против агрессоров и нарушителей международного права. Иными словами, властям оставлено широкое поле для маневров при желании политически использовать вердикт Конституционного суда. И если в нынешних условиях это кажется маловероятным, то никто не даст гарантий, что завтра заинтересованные политические игроки не попытаются зажечь фитиль к этой мине замедленного действия. Решение о нейтральном статусе Молдовы может стать частью более крупной политической комбинации.

В этом контексте подоплека решения КС вполне вписывается в позицию руководства Североатлантического альянса. Ведь в НАТО все чаще открыто говорят о готовности нарушить нейтральный статус Молдовы. Не так давно командующий коалиционными войсками в Европе, генерал Филипп Бридлав, предложил передислоцировать войска НАТО, чтобы у них была возможность участвовать в военных действиях на территории нашей страны «в случае российской интервенции в Приднестровье».

Большинство экспертов сходятся во мнении, что вердикт КС будет иметь важные юридические и политические последствия. При этом решение о разработке новой Стратегии национальной безопасности связывают, в частности, с намерением противостоять активизации проНАТОвских настроений и укрепить статус постоянного нейтралитета страны.

После постановления Конституционного суда президент Игорь Додон в публикации на Facebook выразил обеспокоенность тем, что КС оставил пространство для политических толкований и спекуляций. Глава государства отметил, что судьи КС, большая часть которых является гражданами Румынии, страны-члена НАТО, действуют в ущерб национальным интересам Республики Молдова. «Видно, как судьи КС хотели и следовать букве Конституции, и не скомпрометировать свое румынское гражданство. Я понял их сообщение, и это заставляет меня еще решительнее действовать для защиты нейтралитета и территориальной целостности Республики Молдова. Состав КС сменится, а страна останется, и навсегда сохранит то, что судьи КС ставят под вопрос», - заявил президент.

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

© Бизнес

Как вы оцениваете решение об индексации пенсий на 6% с 1 апреля?