X 
Приднестровье новостей: 1352
Акция протеста новостей: 1631
Война в Украине новостей: 5224
Евровидение новостей: 497

Одномандатная система выборов: миры и реальность

22 мар. 2017, 11:45   Политика
17175 8
Ксения Флоря

Законопроект об одномандатной системе выборовв парламент отправлен на юридическую экспертизу Венецианской комиссии.

Впрочем, это всего лишь формальность, как и обещанное демократами широкое обсуждение документа с гражданским обществом. Председатель парламента Андриан Канду уже объявил, что следующие парламентские выборы ДОЛЖНЫ пройти по одномандатной системе.

Ну а пока Европейская комиссия за демократию через право (так официально называется Венецианская комиссия) выполняет, по большому счёту, никому не нужные формальности, молдавский электорат продолжают кормить мифами о чудотворности одномандатной системы выборов в законодательный орган.

Миф №1 - “Люди будут знать, кто их представляет, связь избирателей с избранниками усилится”

“Одномандатная система позволит гражданам иметь своих представителей в парламенте. По нынешней системе в парламент проходят лица, которых продвигают по спискам партийный лидер или группа политиков”, - заявил 6 марта, анонсируя скорое изменение избирательной системы, председатель Демократической партии и исполнительный координатор правящей коалиции Владимир Плахотнюк.

Тезис “Избиратели будут знать в лицо своего кандидата” вообще является краеугольным в нынешней кампании Демократической партии по популяризации идеи перехода на одномандатную систему выборов. Как говорили участники недавних дебатов на одном из провластных каналов, «когда мы идём голосовать, мы должны знать, кто нас представит» (политолог Виталий Андриевский) и “человек хочет такого депутата, с кем можно было бы поговорить о волнующих его проблемах” (президент Академии наук Молдовы Георгий Дука).

Однако и при нынешней системе голосования по партийным спискам избиратели вполне имеют представление о том, кто представляет их интересы в парламенте, также как и могут поговорить с депутатами о волнующих их проблемах – это законодательная обязанность народных избранников.

Во-первых, во время электоральных кампаний политические партии, как правило, закрепляют за кандидатами, входящими в их избирательные списки, определённые районы и населённые пункты. Уполномоченные кандидаты обязаны выезжать на места, вести предвыборную агитацию во вверенных территориях, интересуясь местными проблемами и обещая посодействовать их решению. Такое региональное “шефство” сохраняется и после прохождения этих кандидатов в парламент.

Согласно Регламенту законодательного органа, каждый понедельник для народного избранника – это время работы с избирателями, когда депутат или выезжает на места или проводит день приёма. К тому же для своей популяризации в провинции политические партии обязательно включают в свои избирательные списки и регионалов. Например, из 101 депутата нынешнего парламента регионы представляют примерно 24 человека.

Так что утверждение сторонников одномандатной системы о том, что при голосовании по партийным спискам избиратели не знают, за кого голосуют, мягко говоря, не совсем соответствует действительности.

Миф №2 - “Одномандатная система обеспечит широкое представительство граждан в парламенте”

Законопроект демократов об одномандатной системе предусматривает создание 101 избирательного округа, которые покроют всю территорию страны, включая Приднестровье. Каждый из таких округов, по словам председателя парламента Андриана Канду, будет насчитывать примерно одинаковое количество избирателей.

“Правобережная Молдова сейчас состоит из 32 районов, Гагаузской автономии и 11 муниципиев. Демократы собираются поделить республику на 101 избирательный округ, включая Приднестровье, - заявил noi.md политический аналитик Виктор Чобану, - Однако, как нам дали понять, в Приднестровье выборы пока проводиться не будут – до тех пор, пока Кишинёв не будет контролировать эту территорию. Получается, что, с одной стороны, мы фактически отказываем приднестровским избирателям в праве на голосование до наступления каких-то “определённых времён”, с другой стороны, до этих времён Парламент Республики Молдова, по логике вещей, должен состоять не из 101 депутата, а из 95 – или какую там квоту представительства наши власти отпустят Приднестровью”.

Если квота Приднестровья в будущем парламенте Республики Молдова составит где-то 5-6 мест (некоторые эксперты считают, что Левобережье должно получить 7 мандатов), ещё примерно 4-5 мандатов получит диаспора (некоторые эксперты считают, что эта цифра должна составить 15-17 мандатов), то в правобережной Молдове в общей сложности будет создано где-то 90 одномандатных округов. Как власти собираются “разбивать” на округа республику при существующем административно-территориальном делении?

Некоторые эксперты опасаются, что деление на избирательные округа (особенно в “проблемных” для правящей коалиции северных районах, а также Бельцах и Гагаузии) будет происходить таким образом, чтобы “неблагополучные” населённые пункты были объединены с “благополучными” - тем самым здесь будет исключена или минимизирована победа выдвиженцев “не тех” партий. То же самое ожидает и Кишинёв, где в избирательные округа могут быть объединены сектора города и пригороды. В итоге пригороды, как и на местных выборах-2015, “помогут” горожанам сделать “правильный” выбор.

“А что будет с таким маленьким районом, как Басарабяска, где проживает всего 29 тыс. человек? С кем его соединят, чей депутат в итоге пройдёт в будущий парламент, и чьи интересы он будет представлять? И таких организационно-технических вопросов возникает великое множество. Законопроект об одномандатной системе толком не проработан, он не содержит никакого анализа. Всё, что мы сейчас наблюдаем – это ловкость рук и словоблудие, ничего более”, - считает Виктор Чобану.

Ещё один немаловажный момент - на словах обещая гражданам обеспечить в будущем парламенте широкое представительство, авторы законопроекта совершенно не позаботились о правах национальных меньшинств.

В качестве примера: в 2012 г., когда тогдашняя правящая коалиция Румынии меняла избирательное законодательство и вводила одномандатную систему избрания депутатов и сенаторов (от которой соседнее государство потом очень быстро отказалось из-за организационного и политического хаоса, и прохождения в парламент сомнительных личностей), 18 мест в законодательном органе были гарантированно зарезервированы для национальных меньшинств.

Миф №3 - “Уполномоченные депутаты, наконец-то, смогут решать социально-экономические проблемы своих регионов”

“После перехода на одномандатную систему можно будет, наконец, начать решать социально-экономические проблемы Гагаузии”, - заявил на днях депутат парламента от ДПМ Николай Дудогло. Что мешало парламентарию решать проблемы своего региона до сих пор, являясь членом парламентского большинства, не известно. На днях портал Agora.md опубликовал список депутатов, которые за 2,5 года деятельности в парламенте не разработали ни одного законопроекта. Среди прочих в этом перечне значатся и представители Гагаузии – Николай Дудогло и Демьян Карасени.

Сам Дудогло в интервью Gagauzinfo.md свою законотворческую пассивность объяснил тем, что депутаты, попадающие сейчас в парламент по партийным спискам, “вынуждены придерживаться, прежде всего, линии партии, а потом заботиться об интересах Гагаузии”, а вот при переходе на одномандатную систему “Гагаузия гарантированно, через закон, получит свои округа и своих депутатов”.

Но вот парадокс: как сообщил накануне пресс-секретарь офиса ДПМ в Гагаузии Василий Нейковчен, в случае введения одномандатной системы, автономия может рассчитывать в будущем парламенте только на три депутатских места. А после парламентских выборов 2014 г. в законодательный орган прошли четыре представителя АТО Гагауз-Ери. Получается, что при введении одномандатной системы гагаузская автономия потеряет, а не приобретёт.

К тому же, при данной системе голосования, в одномандатных округах придётся баллотироваться не только независимым депутатам, но и представителям политических партий, которым после прохождения в парламент, так или иначе, придётся придерживаться, как говорит депутат Дудогло, “линии своего политформирования”, соблюдая партийную дисциплину. Да и квоты представительства, выделяемые регионам при переходе на одномандатную систему, недостаточны для того, чтобы депутаты-регионалы “наконец-то могли решать социально-экономические проблемы своих территорий” - все решения, как принимало, так и будет принимать парламентское большинство.

Так что размер дотаций регионам, - какой бы ни была система выборов в парламент, по-прежнему будет зависеть от расцветки парламентского большинства и сформированного им правительства. А не от активно раскручиваемого сейчас апологетами одномандатной системы лозунга “Твой голос – твой депутат, который наконец-то будет решать проблемы твоего региона”.

Миф №4 - “Депутата можно будет отправить в отставку, если он не выполняет свои полномочия”

Это одна из главных фишек законодательной инициативы демократов об изменении избирательной системы. Она поднимает самооценку избирателя. Почти как у Гоголя: “Я тебя породил, я тебя и убью!”.

Но “убить” не справляющегося со своими депутатскими обязанностями народного избранника, как бы красиво это ни звучало будет фактически невозможно, даже если парламент примет законопроект об одномандатной системе.

Согласно ст.68 (2) Конституции, всякий императивный мандат недействителен. Императивный мандат – это ограничение в действиях выборного должностного лица какими-либо условиями, при нарушении которых он может быть отозван. То есть Конституция Республики Молдова напрямую запрещает отзывать депутатов, даже если они не выполняют свои предвыборные обещания или наказы избирателей.

Чтобы реализовать то, о чём сегодня с различных трибун и голубых экранов говорят демократы, нужно менять Конституцию. Однако при нынешнем раскладе сил в законодательном органе это нереально. Для изменения системы избрания депутатов хватает и простого большинства, то есть 51 голоса (в ДПМ утверждают, что уже есть 55 “согласных”), а для изменения Конституции нужно 67 голосов. Столько у демократов нет, и не предвидится.

Так что наиболее реальным выглядит следующий сценарий: демократы (если они действительно собираются ввести одномандатную систему, а не используют данный законопроект, как дымовую завесу) проводят через парламент соответствующие поправки в Кодекс о выборах. После чего следует обращение в Конституционный суд, который признаёт, что статья об отзыве депутатов не соответствует Конституции.

Если же предположить, что демократам вдруг каким-то чудом удастся изменить Конституцию, и в этом случае возникнут проблемы с отзывом депутатов. Во-первых, по каким критериям можно будет определить – справляется народный избранник со своими обязанностями или нет? По предлагаемым законопроектам? Голосованию? Или по улучшению жизни своих избирателей? Но на это ни один депутат фактически не влияет.

Содержащаяся в законопроекте формулировка туманна и расплывчата: “Отзыв депутата посредством местного референдума может быть инициирован в случае, если депутат не соблюдает интересы избирательного округа, от которого выдвигался, не выполняет адекватным образом свои обязанности, нарушает моральные и этические нормы”.

Что такое “моральные и этические нормы” документ не расшифровывает. Помнится, как один из депутатов в сердцах назвал своих коллег дураками, случались в парламенте и потасовки, а одна из народных избранниц “выкуривала бесов” из председателя парламента. Подпадают ли эти действия под понятие “нарушение моральных и этических норм” или являются издержками законотворческого процесса?

Кроме того, согласно законопроекту об одномандатной системе, депутатов нельзя отзывать в первый и последний год исполнения мандата. То есть, из четырех лет деятельности парламента избирателям отпускается только два года на то, чтобы отправить в отставку парламентария, который “не выполняет свой долг”. Тут-то и начинается самое интересное.

Согласно ст. 176 (2) Кодекса о выборах, местный референдум не может проводиться в течение 120 дней предшествующих и 120 дней следующих за днём проведения на той же территории любого вида выборов или референдума, за исключением случаев их одновременного проведения. А в Молдове так сложилось, что парламентские, местные и президентские выборы не совпадают. Например, очередные парламентские выборы должны состояться в 2018 г., выборы в местные органы власти – в 2019 г., выборы президента – в 2020 г. То есть, вклиниться с местным референдумом об отзыве депутата, на подготовку которого потребуется не менее полугода, при таком выборном графике практически невозможно.

К тому же для проведения местного референдума об отзыве депутата нужно будет собрать подписи не менее 1/3 жителей данного избирательного округа, обладающих правом голоса. А отзыв депутата может состояться только в том случае, если за это решение проголосует, как минимум, 50% избирателей данного избирательного округа. Учитывая, что даже в ходе выборов далеко не во всех районах явка избирателей составляет эти самые 50% (например, на президентских выборах 2016 г. только 12 районов из 32-х превысили данный показатель), отправить депутата в отставку в ходе местного референдума будет практически невозможно.

Миф №5 - “Диаспора получит своих представителей в парламенте”

Согласно недавнему соцопросу, проведённому социологической компанией IMAS, 87% молдавских граждан, проживающих за рубежом, поддерживают введение одномандатной системы голосования на парламентских выборах. И хотя 57% из них не собираются когда-либо возвращаться в Молдову, руководство Демократической партии торжественно обещает, что новая избирательная система позволит диаспоре иметь своих представителей в законодательном органе.

По данным Центризбиркома, на момент проведения президентских выборов 2016 г. в Государственный регистр избирателей было включено 3 237 072 гражданина, обладающих правом голоса. За рубежом на тот момент, по данным министерства иностранных дел, официально проживало 805 509 человек. Некоторые эксперты говорят, что исходя из этих цифр, диаспоре в будущем парламенте должно принадлежать не менее трети мандатов, поскольку почти 1 млн молдавских граждан, или треть населения страны находится за рубежом. Другой вариант - 15-16 мандатов.

“Я вообще себе слабо представляю, как это будет выглядеть. У нас будут созданы избирательные округа в Италии, США, Германии или кого-то с кем-то соединят? И сколько мандатов дадут диаспоре? По логике вещей, должно быть не менее 15. А учитывая, что большинство наших сограждан живет и трудится в России, на долю “восточной” диаспоры должно приходиться не менее 9-10 из них”, - считает директор Института дипломатических, политических исследований и вопросов безопасности Валерий Осталеп.

Отдавать столько мандатов согражданам за рубежом демократы не собираются. Как заявил ранее спикер Андриан Канду, накануне парламентских выборов для диаспоры будет организована предварительная регистрация избирателей и “исходя из полученных данных, пропорционально будет определено, сколько депутатов должно представлять диаспору”.

Однако, судя по сообщению информагентства Gagauzinfo.md, как заявил в эфире местной радиостанции пресс-секретарь офиса ДПМ в Гагаузии Василий Нейковчен, молдавским диаспорам за рубежом будет предоставлено всего 4 мандата: двоих депутатов изберут представители “западной” диаспоры, еще двоих – граждане РМ, проживающие в странах СНГ.

А проект-то фейковый?

Впрочем, по словам одного из наших источников, в брюссельских коридорах уже месяца полтора как ходят два законопроекта на тему изменения избирательной системы в Республике Молдова. Один – об одномандатных округах, второй - о смешанной избирательной системе с сокращением числа депутатов до 71. И за основу, скорее всего, будет взят именно второй документ. А законопроект об одномандатной системе, по словам нашего собеседника, - “фейковый”, запущенный для того, чтобы взбудоражить общество и подготовить общественное мнение к изменению избирательной системы.

“Он не фейковый, а реально существующий, но я тоже слышал, что за основу в итоге будет взят законопроект о переходе на смешанную избирательную систему. Властями это будет представлено, как большая уступка с их стороны в диалоге с политическими оппонентами и гражданским обществом. Оппозицией – как достижение, поскольку оппозиционные партии не позволили ввести в Молдове одномандатную систему”, - отметил для noi.md Валерий Осталеп.

По его мнению, все эти игры с изменением избирательной системы продлятся до конца весны-начала лета: “Демократам нужно, чтобы все изменения были внесены в ходе нынешней сессии парламента. Не думаю, что они рискнут затягивать с этим вопросом до осени”.
0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

© Бизнес

Что вы думаете об инициативе президента Франции Эммануэля Макрона открыть в ближайшие месяцы постоянную оборонную миссию в Кишиневе?