Акция протеста новостей: 1639

Эксперимент с леденцами объяснил загадку появления каменных лесов

17 сен. 2020, 6:00   Наука и IT

Острые как бритва шпили каменных лесов могут сформироваться в достаточно простых условиях, показал эксперимент американских учёных.

Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, кратко о них сообщает Live Science.

Используя леденцы, исследователи обнаружили, что в стоячей воде цилиндрические формы по мере растворения превращаются в острие. Это явление может объяснить, почему острые каменные вершины встречаются там, где преобладает легко растворимая порода известняка. Среди примеров — Каменный лес, или Шилин, в китайском Куньмине, зубчатые вершины национального парка Цинги-де-Бемараха на Мадагаскаре и вершины Гунунг-Мулу в Малайзии.

«Мы нашли простейший рецепт, как создать одну из таких вершин», — сказал Лейф Ристроф, физик и математик из Нью-Йоркского университета, руководивший исследованием. Ристроф и его команда приготовили леденец в форме цилиндра с куполообразной вершиной, поставили конфету вертикально в емкость с водой и дали ей раствориться. Можно было предположить, что конфета сожмётся, сохранив исходную форму, но этого не произошло: леденец превратился в острие как минимум в 10 раз тоньше человеческого волоса. «Эти прекрасные структуры как бы создают сами себя», — заметил Ристроф.

По его словам, по мере того, как леденец растворяется, вода рядом с сахарным столбиком насыщается сахаром и опускается вниз. Таким образом, конфета постепенно превращается в точку. Он отмечает, что известняк и другие растворимые породы по составу сложнее сахара, поэтому, вероятно, существуют и другие факторы, которые помогают формировать каменные леса. Свою роль играют химический состав горных пород, рыхлые отложения и ветры, но основной процесс объясняет именно эксперимент с конфетами, который можно провести даже дома на кухне.